• Размер шрифта

  • Цвет сайта

Изображения

  • Изображения:

  • Шрифт:

  • Кернинг:

  • Интервал:

3 апреля 2008 года в Федеральном фонде ОМС состоялось заседание Совета исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования.

17 апреля 2008 г.

3 апреля 2008 года в Федеральном фонде ОМС состоялось заседание Совета исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования. Вопросы, вошедшие в повестку дня, были всесторонне рассмотрены и обсуждены в ходе работы.

Открыли совещание отчеты представителей ФОМС в федеральных округах Российской Федерации по основным направлениям деятельности в 2007 году.

Как отметил исполнительный директор Республиканского фонда ОМС «Дагестан» — представитель ФОМС в Южном Федеральном округе И.Ш. Исмаилов, для решения проблем, сложившихся в Республиках Северная Осетия-Алания, Ингушетия и в Краснодарском крае, и с целью обеспечения стабильного функционирования системы ОМС были организованы встречи с руководителями органов исполнительной власти и ТФОМС, на которых обсуждались вопросы совершенствования работы системы ОМС, даны практические рекомендации.

В результате проведенной работы урегулированы спорные моменты взаимодействия в ряде территориальных фондов ОМС по межтерриториальным взаиморасчетам.

Фактические расходы на ОМС в расчете на 1 жителя в ЮФО различаются — от 716,5 в Чеченской Республике до 1522,8 в Адыгее. Размер страховых взносов на одного неработающего жителя колеблется от 423,0 рублей в Ингушетии до 1691, 5 рублей в Астраханской области. Показатели характеризуют разные подходы и возможности субъектов ЮФО. В этой связи ФОМС были предприняты меры по выравниванию условий финансового обеспечения территориальных программ субъектов ЮФО, на что в рамках Базовой программы выделено бюджетам ТФОМС 8 млрд. 156 млн. 463 тыс. рублей.

В рамках проведения дополнительной диспансеризации высокий процент выполнения плана отмечен в Ростовской области (82,5%), Республике Дагестан (70,5%), минимальный — в Чеченской Республике (3,3%) и Ставропольском крае (22,2%).

Средняя заработная плата медицинских работников по ЮФО на 1 штатную единицу с учетом реализации приоритетных национальных проектов увеличилась от 13,5% в Ставропольском крае до 16,6% в Республике Дагестан. Самая высокая оплата труда медицинских работников отмечается в Ростовской области — 6646,3 рубля.

Проблемными в субъектах ЮФО остаются вопросы выплаты специалистам первичного звена отпускных и командировочных, а также размер подушевого норматива на жителя, который ниже среднего по России.

В целях реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122 в части дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий населения специалистами РФОМС «Дагестан» была разработана автоматизированная программа и передана безвозмездно ряду территориальных фондов ЮФО. Для обмена опытом представители РФОМС «Дагестан» выезжали в ряд субъектов ЮФО.

В настоящее время в заключительной стадии разработки находится автоматизированная программа по осуществлению межтерриториальных расчетов для Чеченской Республики. Данная программа будет рекомендована и другим ТФОМС субъектов РФ по ЮФО.

Представитель Федерального фонда ОМС в Сибирском федеральном округе — исполнительный директор ТФОМС Алтайского края И.В. Долгова осуществляла координацию совместных усилий по реализации конституционных прав на медицинскую помощь и повышению эффективности деятельности территориальных фондов ОМС в пределах федерального округа.

Работа проводилась в тесном контакте с аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в СФО. В течение 2007 года были организованы ежемесячные мероприятия совещательного характера по реализации территориальных программ государственных гарантий, ДЛО и приоритетного национального проекта «Здоровье».

На сегодняшний день в СФО основной проблемой реализации программы ОМС является значительный разрыв между государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи гражданам и их финансовым обеспечением. Наибольший дефицит финансовых средств ОМС по СФО как в 2006 году, так и в 2007 году наблюдается в Агинском Бурятском АО – 61,7%, Республике Хакасия — 42,9%, в Читинской области – 36,9%, в 2007 году: наименьший в Новосибирской области – 1,0%, Иркутской области – 9,9%.

Дефицит финансовых средств является безусловным основанием для дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи (в том числе оптимизации ее объемов и видов), введения ресурсосберегающих медицинских технологий.

Также необходимо принять меры по обеспечению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязательств по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения в полном объеме. Сумма страховых взносов на неработающее население на одного застрахованного в 2007 году колеблется в СФО от 2905,0 рублей в Республике Тыва до 518,4 рублей в Агинском Бурятском АО.

За реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» также ведется соответствующий контроль. В настоящее время удалось улучшить ситуацию с кадровым обеспечением участковых служб. Практически в каждом субъекте СФО произошел рост общей численности участковых врачей и медицинских сестер. В 2007 году общая численность участковой службы составила 21 524 человек, что на 3% выше показателя 2006 года.

Сумма выплат медицинским работникам на выполнение государственного задания по Сибирскому Федеральному округу в 2006 году составила около 2 650,2 млн. рублей, в 2007 году – 2 778 млн. рублей, т. е. на 5% больше.

Наряду с развитием и совершенствованием первичной медико-санитарной помощи, большое внимание (в рамках нацпроекта «Здоровье») уделяется профилактической направленности здравоохранения и доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

В решении этих задач особое значение имеет дополнительная диспансеризация работающих граждан, направленная на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе, социально-значимых. Общее количество граждан, прошедших диспансеризацию в 2007 году по СФО, составило 827 067 человек.

Деятельность в Северо-Западном федеральном округе строилась по четырем основным направлениям. Совместно с аппаратом представителя Президента Российской Федерации в СЗФО принято участие в рабочих совещаниях, проводимых руководителями органов управления здравоохранением субъектов СЗФО по проблемам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». При этом в ежемесячном режиме представлялась сводная информация по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, ежеквартально — по реализации ПНП «Здоровье» и оперативно — по проблемам реализации отдельных направлений деятельности ТФОМС СЗФО.

В течение отчетного года были проведены ряд заседаний «круглых столов» на темы «Северо-Западный федеральный округ: опыт реализации государственных проектов в сфере здравоохранения» и по вопросу проведения аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку лекарственных средств для обеспечения прав граждан на социальные услуги в рамках Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ на 2008 год, проведена научно-практическая конференция «Система управления качеством медицинской помощи в Санкт-Петербурге».

В СЗФО проводился оперативно мониторинг обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан и приоритетного национального проекта «Здоровье». Сводная аналитическая информация, нормативные, методические документы, информационные материалы по развитию системы управления качеством медицинской помощи в защите прав застрахованных граждан направлялись в ТФОМС регионов СЗФО.

Исполнительный директор территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга В.М. Колабутин – представитель ФОМС в СЗФО в своем докладе наметил основные задачи на 2008 год, в числе которых:

  • распространение опыта Санкт-Петербурга для формирования в системе ОМС регионов СЗФО единых подходов к экспертизе качества медицинской помощи, организации вневедомственного контроля качества и объемов медицинской помощи;
  • создание единых нормативных документов по деятельности ТФОМС;
  • расширение показателей мониторинга деятельности ТФОМС регионов СЗФО;
  • внедрение автоматизированной системы мониторинга показателей деятельности ТФОМС регионов СЗФО с использованием возможностей Интернета и размещение аналитических материалов на портале www.spboms.ru.

Директор Липецкого областного фонда ОМС П.Н. Селезнев – представитель ФОМС в Центральном федеральном округе представил информацию об организации деятельности территориальных фондов ОМС, основным направлением которой является реализация одной из стратегических задач государственной социальной политики — обеспечение доступной бесплатной медицинской помощи гражданам, отвечающей стандартам качества и создающей равные возможности для всех по поддержанию уровня здоровья.

В 2007 году помимо основной задачи — обеспечение бесперебойного финансирования медицинской помощи, предоставляемой населению в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения, осуществлялось участие в реализации приоритетного национального проекта и программы дополнительного лекарственного обеспечения.

Обязательное медицинское страхование, основанное на модели правового и экономического управления, создает условия для реформирования системы здравоохранения. Однако, переход системы здравоохранения на ресурсосберегающие технологии идет пока медленно. В условиях финансирования по объемам оказанных медицинских услуг особая роль отводится вневедомственной экспертизе объемов и качества оказания медицинской помощи, совершенствуются ее виды, расширяется перечень целевых экспертиз.

Другое важное направление деятельности системы ОМС — организация защиты прав застрахованных, которая организуется ТФОМС и СМО. В 2007 году на первом месте стояли вопросы обеспечения отдельных категорий граждан льготными лекарственными средствами.

Представителем ФОМС в ЦФО по ряду рабочих вопросов осуществлялось взаимодействие с органами управления здравоохранения областей, входящих в ЦФО, территориальными фондами ОМС.

Директором ТФОМС Нижегородской области – представителем ФОМС в Приволжском федеральном округе Е.И. Хлабутиной проводилась работа по всем направлениям деятельности представителя ФОМС в федеральном округе.

В течение отчетного года осуществлялось постоянное взаимодействие с Координационным советом по здравоохранению в ПФО, основной задачей которого является реализация государственной политики в области охраны здоровья граждан путем коллективного обсуждения и принятия решений по приоритетным проблемам развития отрасли, подготовка материалов и участие в ряде заседаний Совета, по вопросам реализации программы ДЛО и финансирования здравоохранения, по вопросам развития онкологической и противотуберкулезной служб, по реализации национальных проектов в ПФО.

Постоянное взаимодействие с руководителями ТФОМС ПФО осуществлялось по вопросам организации ОМС, взаимодействия со страховыми медицинскими организациями, осуществления межтерриториальных расчетов за застрахованных граждан в других субъектах, передачи полномочий по дополнительному лекарственному обеспечению и другие.

В 2007 году дан ответ на запрос от органов управления здравоохранением по вопросу выделения дотаций из бюджета ФОМС на выполнение территориальных программ ОМС.

Средний размер утвержденного подушевого норматива финансирования территориальных программ государственных гарантий субъектов ПФО в расчете на 1 человека достиг в 2007 году 3595,7 рублей, что на 9% ниже федерального норматива, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год».

Сохраняется существенное неравенство субъектов ПФО по уровню финансовой обеспеченности территориальных программ государственных гарантий в расчете на 1 человека. Минимальное и максимальное значение показателя отличаются в 1,69 раза.

Было проанализировано исполнение территориальных программ ОМС в ПФО за 2007 год. Самая высокое финансовое обеспечение в расчете на 1 жителя сложилось в Республике Удмуртия (расчетное – 2633 рублей, утвержденное – 2618 рублей, исполненное – 2756,2 рублей), самое низкое – в Ульяновской области (расчетное – 2178 рублей, утвержденное – 1208,7 рублей, исполненное – 1326,3 рублей).

Федеральный норматив финансового обеспечения в расчете на 1 жителя достигнут в 5 субъектах ПФО – это Республика Удмуртия, Пермский край, Нижегородская, Оренбургская и Самарская области.

На 2008 год утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи во всех субъектах ПФО. Территориальные программы ОМС, как составные части ППГ, утверждены с профицитом в 4 субъектах: в Оренбургской (6,77%) и Самарской (10,66%) областях, Республике Татарстан (47,22%), Пермском крае (17,73%). Бездефицитная программа утверждена в Республике Марий Эл. В остальных 9 субъектах — дефицит финансирования территориальных программ ОМС: при этом минимальный дефицит в Республике Удмуртия (1,5%), максимальный – в Республике Мордовия (44,2%).

Прошедший 2007 год стал вторым годом реализации мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, направленного на улучшение оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

В Нижегородской области, в одной из немногих областей, была решена проблема с выплатой увеличенного, в связи реализацией национального проекта, среднего заработка медицинских работников амбулаторно-поликлинической службы. За счет средств областного бюджета на эти цели в 2006 году было выделено 100,0 млн. рублей, в 2007 году — 120,0 млн. рублей.

Диспансеризация граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях в субъектах ПФО началась в марте 2007 года, после выхода всех нормативных документов, регламентирующих ее проведение.

За 2007 год принята к оплате проведенная в 2007 году дополнительная диспансеризация 1 104 854 работников бюджетной сферы, что составило 90,3% от годового плана (1 223 520 человек). План диспансеризации в ПФО в полном объеме был выполнен лишь в 3 субъектах: Республика Башкортостан, Пензенская и Саратовская области. Практически в полном объеме выполнили план диспансеризации в Кировской области (99,98%). В остальных субъектах план не выполнен: самое значительное недовыполнение сложилось в Республике Удмуртия (73%).

Лечебно-профилактические учреждения получили за проведенную диспансеризацию 596,6 млн. рублей, что позволило не только увеличить заработную плату врачам и медицинским сестрам узких специальностей, но и направить часть средств на приобретение расходных материалов.

Новое направление, которое начало реализовываться с сентября 2007 года и будет продолжено в 2008 году – это диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с приказами органов управления здравоохранением субъектов ПФО в 2007 году подлежало дополнительной диспансеризации 22715 детей.

Принята к оплате диспансеризация находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (21567 детей), что составило 94,95% от плана.

Директор территориального фонда Тюменской области — представитель ФОМС в Уральском федеральном округе Т.В. Чирятьева информировала присутствующих о том, что в течение года ТФОМС Тюменской области было организовано и проведено рабочее совещание Совета директоров ТФОМС УФО по вопросам функционирования системы ОМС, в том числе, по организации одноканального финансирования, по проблемам и перспективам функционирования программы ДЛО в соответствии с требованиями федерального законодательства о государственных закупках.

Кроме того, Т.В. Чирятьева приняла участие в двух совещаниях органов исполнительной власти, организованных аппаратом полномочного представителя Президента РФ в УФО по темам реализация Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и «Основные тенденции социально-экономического развития Уральского федерального округа за 9 месяцев 2007 года. Об организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами».

В течение года проводились совещания с выездом в ТФОМС Курганской, Челябинской и Свердловской областей, осуществляется взаимодействие в ТФОМС региона УФО, участие в контрольных мероприятиях аппарата полномочного представителя Президента РФ по вопросам организации обеспечения необходимыми лекарственными средствами. В Свердловской области, проведено заседание межведомственной рабочей группы по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов и демографической политики в УФО.

И.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт подвел итог вышесказанному. Он отметил, что главной задачей, которую необходимо решить на настоящем этапе — повышение эффективности функционирования системы ОМС. Стадия, когда требовались экстренные меры по стабилизации системы ОМС, прошла. Сейчас наблюдается неплохая динамика в рамках действующей системы, хотя она еще несовершенна по той причине, что несовершенна система здравоохранения. По-прежнему финансирование осуществляется по параметрам «койко-день», «посещение», что не способствует обеспечению доступности бесплатной медицинской помощи. Об этом говорит факт роста объема платных услуг. Во многом это происходит потому, что медицинская услуга не оплачивается в системе ОМС «полным рублем».

В настоящее время, в рамках работы, инициированной Минздравсоцразвития России, в Федеральном фонде ОМС идет подготовка Концепции модернизации здравоохранения до 2020 года. Предложения ФОМС будут направлены в созданные Минздравсоцразвития России рабочие группы.

На окончательной стадии проработки находятся сейчас Концепция развития системы ОМС до 2020 года, Концепция информатизации системы ОМС и Концепция лекарственного страхования. Специалистами ФОМС совместно с представителями территориальных фондов ОМС, СМО, научных организаций разработан проект Закона об обязательном медицинском страховании, направленный на решение назревших вопросов в системе ОМС, в том числе введение страховых взносов на ОМС.

«Мы хотим сделать систему ОМС стратегически эффективной, направленной на защиту интересов граждан, — резюмировал Д.В. Рейхарт,— Сегодня система ОМС не готова к одномоментным радикальным реформам. Это потребует длительной системной работы. Мы планируем создать единую интегрированную систему персонифицированного учета оказания медицинских услуг населению, наряду с этим необходимо введение медико-экономических стандартов, которые позволят оценить потребность в медицинских услугах и финансовых затратах. Затем необходимо отработать предложенные изменения в субъектах и, вслед за этим распространять этот опыт на все регионы. Эту работу мы планирует провести за 5 лет. Необходимо отметить и то, что действующая система ОМС имеет еще резервы по улучшению, среди которых такие рычаги, как финансирование, защита прав застрахованных граждан, проведение проверок медицинских услуг, совершенствование методической работы и др. В связи с этим необходимо одобрить деятельность представителей ФОМС в Федеральных округах и выразить им признательность».

Вторым вопросом, стоящим в повестке дня заседания Совета исполнительных директоров ТФОМС, был вопрос о внесении изменений в Федеральных закон от 21 июля 2007 года № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», по которому с докладом выступила заместитель директора ФОМС Е.Н. Сучкова.

Общий объем доходов ФОМС на 2008 год составит 129,1 млрд. рублей, расходы — 43,6 млрд. рублей, дефицит — 1,3 млрд. рублей. В связи с ожидаемыми дополнительными налоговыми поступлениями, в бюджете ФОМС зарезервирована на 2008 год сумма в 7,9 млрд. рублей на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.

Увеличены межбюджетные трансферты на проведение диспансеризации детей-сирот. С учетом переходящего с 2007 года остатка средств общая сумма финансирования на 2008 год составит 798,9 млн. рублей.

Уменьшен объем межбюджетных трансфертов на осуществление денежных выплат медработникам первичного звена на 2,4 млрд. рублей в связи с наличием остатка средств по состоянию на 01.01.2008.

Нормированный страховой запас увеличен на сумму остатков, сложившихся по итогам 2007 года и составит 19 млрд. рублей.

Что касается планового периода 2009-2010 годов, то внесенные изменения направлены на увеличение плановых показателей доходной части бюджета (в 2009 году увеличены на 11,4 млрд. рублей, в 2010 году — на 15 млрд. рублей).

Как отметил и.о. директора Федерального фонда ОМС Д.В. Рейхарт в комментарии, в настоящее время в ФОМС дорабатывается Концепция лекарственного страхования, которая будет предложена в развитие системы ОМС, предусматривающая 50% скидку на лекарственные средства, выписанные по рецепту врача. В 2009 году ФОМС планирует провести пилотный проект в ряде регионов по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Наряду с этим ФОМС предложил еще два специализированных проекта: программы по диспансеризации детей подросткового возраста и диспансеризации неработающих граждан старше 18 лет в Чеченской Республике.

Следующим был заслушан доклад начальника Контрольно-ревизионного управления А.Б. Волкова, посвященный результатам контрольно-ревизионной деятельности ФОМС в 2007 году.

В соответствии с комплексным планом проверок использования финансовых средств, полученных ТФОМС в 2007 году, проведены плановые проверки в 17 территориальных фондах ОМС по направлениям:

  • осуществление финансово-хозяйственной деятельности за 2006 год и текущий отчетный период 2007 года;
  • исполнение Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) в части финансирования и организации контроля за соблюдением порядка по обеспечению необходимыми лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;

исполнение Постановлений Правительства РФ от 30.122005 № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 868 «О порядке предоставления в 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования субсидий на проведение дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях» и Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 № 874 «Об утверждении порядка предоставления в 2006 году субсидий на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования».

По результатам проверок отмечено:

  • практически во всех территориях имеет место частичное несоответствие нормативной правовой базы субъектов РФ по ОМС соответствующему федеральному законодательству;
  • в ряде регионов выявлено несоблюдение законодательства РФ по ОМС в части финансового взаимодействия между субъектами ОМС;
  • допускаются нарушения при формировании и экономическом образовании территориальных программ ОМС;
  • отмечены нарушения при формировании и исполнении бюджетов территориальных фондов ОМС;
  • выявлено несоблюдение Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и совместного письма ФОМС от 24.01.2001 № 476/50-1, Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и МНС РФ от 27.01.2001, которыми устанавливается, что средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами;
  • в 12 субъектах установлено нецелевое использование средств ОМС на сумму 268701,7 тыс. рублей, предназначенных на выполнение территориальных программ ОМС;
  • выявлены недостатки по осуществлению расходов на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» и пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения за 2007 год. 

В дальнейшем требования к проводимой работе не будут снижены, резюмировал и.о. директора ФОМС Д.В. Рейхарт, и будет повышена степень информированности директоров ТФОМС с целью недопущения и устранения недостатков. Проверки и впредь будут проходить объективно и требовательно, а результаты будут иметь максимальную степень прозрачности.

Следующим вопросом, рассмотренным на заседании, был вопрос об организации удостоверяющего центра электронной цифровой подписи автоматизированных информационных систем ФОМС с целью обеспечения возможности обмена юридически значимыми электронными документами, информация по которому была изложена заместителем начальника Управления информационно-аналитических технологий В.Б. Берковичем.

Удостоверяющий центр будет создан поэтапно и обеспечит функционирование всей системы.

Первым этапом организации удостоверяющего центра будет создание отраслевого удостоверяющего центра ФОМС, далее будет создана система доверенных удостоверяющих центров в 7 федеральных округах.

В заключении члены Совета заслушали информацию об исполнении решений Совета исполнительных директоров территориальных фондов ОМС от 20.12.2007 (о применении приказа ФОМС от 31.08.2007 № 181).