• Размер шрифта

  • Цвет сайта

Изображения

  • Изображения:

  • Шрифт:

  • Кернинг:

  • Интервал:

26 сентября 2008 года в г. Геленджике прошло расширенное заседание Совета исполнительных директоров фондов ОМС, на котором были подведены итоги деятельности системы ОМС в 2007-2008 гг.

6 октября 2008 г.
26 сентября 2008 года в г. Геленджике прошло расширенное заседание Совета исполнительных директоров фондов ОМС, на котором были подведены итоги деятельности системы ОМС в 2007-2008 гг.

Главным докладом на этом важном совещании стало выступление руководителя ФОМС Д.В. Рейхарта. В этом году система обязательного медицинского страхования перешла в своей истории 15-летний рубеж. Она стала реальным действующим институтом во всех регионах страны, дала возможность снизить остроту социальных проблем и оградить здравоохранение от разрушительных сил экономического кризиса середины 90-х годов, дефолта 1998 года, а также различных чрезвычайных ситуаций, которые неоднократно возникали в нашей стране в тот сложный период времени. Система ОМС явилась существенным источником финансирования здравоохранения, что позволило обеспечить стабильное функционирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние 2 года, необходимо отметить выраженную положительную динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС.При этом нужно вспомнить, что система ОМС вошла в 2007 год с большим грузом проблем, связанных с деятельностью ряда должностных лиц Федерального фонда ОМС и огромным дефицитом средств, необходимых на реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения. До 2007 года в Федеральном фонде ОМС функционировали непрозрачные механизмы финансирования при распределении дотаций, средств нормированного страхового запаса, отсутствовало эффективное взаимодействие с субъектами Российской Федерации, не было внедрено единое информационное пространство, без чего не может функционировать любая современная финансовая система.

"В кратчайшие сроки нам удалось стабилизировать деятельность Федерального фонда ОМС и всей системы, - отметил Дмитрий Рейхарт. – Мы сосредоточились на решении трех основных задач. Во-первых, ФОМС урегулировал задолженность за фактически отпущенные в 2006 г. лекарства. Следующим шагом стала стабилизация этой программы в 2007 г. Как известно, теперь за льготное лекарственное обеспечение больше не отвечает ОМС. Руководство ФОМС считает такое решение, безусловно, правильным. Второе, к чему стремился ФОМС и это удалось сделать – обеспечить прозрачность системы ОМС. При распределении средств решения принимаются коллегиально, а не субъективно по непонятно какой логике. Третье, фонд построил конструктивные и благожелательные отношения с субъектами РФ, наладил эффективное взаимодействие с руководителями регионов. Такой подход способствовал росту финансирования территориальных программ ОМС во многих территориях. Для сравнения: в 2007 г. в ОМС поступило 459,5 млрд руб., что на 27 % выше по сравнению с предыдущим годом. Как один из положительных моментов можно рассматривать и возобновление деятельности Межрегионального координационного совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.

ФОМС сумел восстановить методическое руководство системой ОМС на уровне субъектов РФ.

Нужно сказать и то, что в прошлом году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Благодаря активной работе с руководителями субъектов РФ сбор страховых взносов на ОМС неработающего населения также увеличивается. В результате динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует произошедшему в этот период росту налоговых поступлений. Так, уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд руб. Причем, в ряде регионов обеспечено многократное увеличение этого показателя. В Чеченской Республике - в 19 раз, в Республике Тыва- в 5 раз, в Республике Карелия- в 3 раза, в Ямало-Ненецком автономном округе в 2,5 раза, в Чукотском автономном округе в 2 раза.

В последние годы сумма задолженности страховых взносов на ОМС неработающего населения стремительно уменьшается. Так в 2007 г. она сократилась на 49 %, до уровня в 9,3 млрд руб. (для сравнения – на начало 2006 г. она была равна 25,5 млрд руб.). В 32 субъектах РФ задолженность прошлых вообще отсутствует, а в 2008 г. ликвидирована и текущая задолженность.

Много было сделано в рамках Межведомственной рабочей группы по взаимодействию Минздравсоцразвития России, ФНС России и Федерального фонда ОМС в планировании и мобилизации единого социального налога, зачисляемого в доход бюджетов фондов ОМС. Это способствовало усилению администрирования единого социального налога. В результате, в 2007 г. впервые отмечен профицит бюджета ФОМС по поступлению налоговых платежей на сумму более 3 млрд руб. (при общем объеме поступлений в размере 71 млрд руб.). Уровень этих платежей в территориальные фонды ОМС вырос на 25,9 % и составил 125,1 млрд руб. ( в 2006 г. – 99,3 млрд руб.).

Принимаемые меры привели к увеличению фактических расходов на реализацию территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Более того, уровень финансового обеспечения населения субъектов РФ средствами ОМС на 19 % превысил нормативные показатели и равнялся 2298,4 руб. на одного застрахованного гражданина.

Есть и еще один крайне важный момент. Федеральный фонд ОМС наращивает объемы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. Так, в 2008 г. на эти цели с учетом дополнительных доходов ФОМС будет направлено порядка 80 млрд руб.

Дмитрий Рейхарт подчеркнул, что средства нормированного страхового запаса ФОМС в текущем году составили около 30 млрд руб. Это превышает уровень направленных средств на финансовую поддержку территориальных программ ОМС в 15 раз. При этом принципиально изменена методология предоставления финансовой помощи из средств нормированного страхового запаса. Эти средства подразделяются на две части: первая в размере 90% предназначена для сокращения дефицита территориальных программ ОМС, вторая в размере 10 % направляется на стимулирование субъектов РФ, достигших серьезного снижения показателей общей и младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность. Таким образом, добившиеся таких результатов субъекты РФ получат дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения. Кроме того, в 2009-2010 гг. размер стимулирующей части нормированного страхового запаса предполагается существенно увеличить.

Интересно было узнать, какие задачи И.о. директора ФОМС считает главными на среднесрочную перспективу. Первоочередными являются финансирование программы государственных гарантий на уровне, позволяющем обеспечить единые стандарты оказания помощи на всей территории страны, модернизация системы ОМС, обеспечение перехода от сметного принципа содержания лечебных учреждений к принципам финансирования в зависимости от объема и качества оказанной медицинской помощи. Таким образом, это позволит осуществить развитие прав застрахованных граждан и повысить мотивацию медицинских работников трудиться лучше, шаг за шагом повышая качество медицинской помощи.

Далее на заседании выступили представители ФОМС в федеральных округах с информацией о деятельности координационных советов субъектов РФ по организации защиты прав граждан в условиях реализации ОМС, а также представители страховых медицинских организаций, научных кругов. Участникам заседания были представлены Сборник «Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Вопросы организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС» и Сборник методических рекомендаций по контролю объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования, изданные Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Прозвучало много содержательных докладов и выступлений. Второй день заседания был посвящен работе круглых столов по развитию системы обеспечения и защиты прав граждан, экспертизы качества медицинской помощи и совершенствованию информационно-аналитического обеспечения системы ОМС. По итогам дискуссии были определены дальнейшие совместные действия, направленные на развитие системы ОМС.

После завершения заседания Д.В.Рейхарт и другие участники совещания ознакомились с опытом работы МУЗ «Городская больница» города-курорта Геленджик, пообщавшись не только с врачами, но и пациентами, которые проходят лечение в этой больнице.

Они осмотрели новое хирургическое отделение и детское инфекционное отделение. Делегация ФОМС в сопровождении руководителей Департамента здравоохранения Краснодарского края выразили благодарность медработникам клиники за оказанный радушный прием.