9 июля 2010 года Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении принят проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Необходимость разработки и внесения на рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания проекта федерального закона, направленного на модернизацию системы обязательного медицинского страхования, вызвана целым рядом причин.
О нововведенияхв новом федерального законе об обязательном медицинском страховании нам рассказал исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чеченской Республики Д.Ш. Абдулазизов.
В настоящее время вопросы обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (принят 28 июня 1991 года №1499-1), который, как показала практика, не соответствует современным требованиям к организации обязательного государственного социального страхования, прежде всего в части создания действенных механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи. В частности, не созданы условия, при которых центральным элементом системы обязательного медицинского страхования является застрахованный гражданин. Закрепление права выбора страховой медицинской организации одновременно за страхователем и гражданином привело к тому, что гражданин фактически был устранен от участия в выборе страховой медицинской организации. Предполагается, что законопроект, в случае его принятия, позволит выстроить всю систему таким образом, чтобы главным в ней был застрахованный человек.
Отсутствие требований об оплате медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования по полному тарифу делает непривлекательной систему обязательного медицинского страхования для негосударственных медицинских учреждений, что в свою очередь не дает возможность в полной мере обеспечить право граждан на свободный выбор медицинской организации вне зависимости от формы собственности. Также стоит отметить отсутствие единых требований к размеру страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вызывающее существенное различие финансового обеспечения оказания медицинской помощи и, как следствие, качества и объема медицинской помощи, оказываемой в различных субъектах Российской Федерации.
По моему мнению, рассмотренный в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания проект федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в первую очередь направлен на усиление гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи. Основные положения законопроекта соответствуют Федеральному закону от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», являющемуся правовой основой всех видов социального страхования, в том числе обязательного медицинского.
Проектом закона закрепляются принципы осуществления обязательного медицинского страхования как составной части обязательного социального страхования, таких как:
всеобщий характер обязательного медицинского страхования;
государственная гарантия защиты застрахованных лиц от социальных рисков;
автономность финансовой системы обязательного медицинского страхования.
Также нужно отметить, что проектом закона определен правовой статус всех субъектов обязательного медицинского страхования и механизм их взаимодействия, в том числе Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которые раньше де-юре к таковым не относились.
Очень важно то, что проект закона «Об обязательном медицинском страховании», закрепляя право застрахованного лица на выбор или замену страховой медицинской организации, исключает право работодателя и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на выбор страховых медицинских организаций. Застрахованное лицо один раз в год сможет заменить выбранную им страховую медицинскую организацию на иную, при этом страховые медицинские организации не вправе отказать ему в таком выборе.
Важным считаю и то, что застрахованные лица будут иметь страховой медицинский полис единого образца, не требующий замены при смене страховой медицинской организации и действующий на всей территории России. Также предлагается установление единого страховщика в системе обязательного медицинского страхования - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика будут осуществляться территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями.
В части работы страховых медицинских организаций предусматриваются системы экономических стимулов, которые будут активизировать последних осуществлять контроль качества медицинской помощи, обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц. Законопроектом устанавливается поощрение страховым медицинским организациям в зависимости от показателей здоровья застрахованных лиц, что будет побуждать страховые медицинские организации способствовать осуществлению профилактических мероприятий в медицинских учреждениях, внедрению наиболее эффективных методов лечения, заключению договоров с наиболее успешно работающими медицинскими организациями.
В завершение хотелось бы отметить, что за время работы системы обязательного медицинского страхования основное внимание уделялось ее становлению и функционированию. При этом, к сожалению, внимание к здоровью человека, ради которого и была создана эта система, уделялось не в полной мере. Система обязательного медицинского страхования работала в основном на то, чтобы в условиях недофинансирования сохранить саму себя. Уверен, что после принятия законопроекта и последующих нормативно - правовых актов граждане России, в том числе и жители нашей республики, обращаясь за медицинской помощью, смогут ощутить полноценную заботу о своем здоровье и здоровье своих близких.
Источник: Пресс-служба ТФ ОМС ЧР
Добавить закладку в: