• Размер шрифта

  • Цвет сайта

Изображения

  • Изображения:

  • Шрифт:

  • Кернинг:

  • Интервал:

Об актуальности проблемы качества медицинской помощи, оказываемой населению Чеченской Республики в рамках системы ОМС

14 октября 2009 г.
Об актуальности проблемы качества медицинской помощи, оказываемой населению Чеченской Республики в рамках системы ОМС

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая 7 мая 2008г. в Кремле с приветственной речью во время инаугурации, сказал: «Я в полной мере осознаю, как много еще предстоит сделать, чтобы государство было действительно справедливым и заботливым по отношению к гражданам, чтобы как можно больше людей могли получить хорошее образование и качественные услуги в области здравоохранения». Только наращивание ресурсов здравоохранения (мощности учреждений, количества мед. работников, мед. оборудования) не приводит к желаемому результату. Актуальность проблемы повышения качества медицинского обслуживания в условиях ограниченного финансирования отечественного здравоохранения и общемировой неблагоприятно складывающейся ситуации возрастает в связи с сохраняющимися негативными процессами в состоянии здоровья населения республики, особенно трудоспособного возраста, ростом заболеваемости, инвалидизации населения, снижением продолжительности жизни.

Внедрение системы стандартов медицинской помощи существенным образом облегчает задачу обеспечения населения качественной доступной медицинской помощью и ее контроля, но работа по утверждению региональных стандартов медицинской помощи в Чеченской Республике до сих пор не завершена.

Говоря о качестве медицинской помощи следует иметь в виду с одной стороны уровень потребности населения в доступной, бесплатной квалифицированной помощи, с другой -реальные возможности здравоохранения, обусловленные определенным состоянием материально-технической базы, технологическим уровнем оказания помощи, кадровым потенциалом, степенью подготовки специалистов.

Введение системы ОМС, развитие рынка медицинских услуг, появление правовой базы для защиты прав пациентов обусловили повышенное внимание к вопросам оценки качества медицинской помощи. Целью контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС является обеспечение права граждан на получение бесплатной медицинской помощи надлежащего качества, в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС и договору на предоставление лечебно -диагностической помощи по медицинскому страхованию, а также обеспечение эффективности и рациональности использования финансовых средств ОМС.

Сегодня право всех граждан на получение качественной и доступной медицинской помощи становится не только декларированной обязанностью государства, но и конкретизированным предметом, гарантии которого внесены в целый ряд нормативных документов.

Действующее законодательство по медицинскому страхованию граждан обязало созданные на его основе страховые компании защищать права граждан в системе ОМС. В лице страховщика, т.е. страховой компании «МАКС-М» и Фонда ОМС появился «арбитр», посредник между организатором в лице органов управления здравоохранением и «производителем медицинских услуг» - ЛПУ, с одной стороны и «получателем» -пациентом - с другой.

Становление и развитие контроля качества медицинской помощи, организация защиты прав граждан в системе ОМС стали приобретать первостепенное значение. В ТФ ОМС ЧР структурное подразделение по организации вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи и защите прав застрахованных осуществляет мониторинг и анализ полученных данных о состоянии качества медицинской помощи в целом.

Все задачи, стоящие перед фондом ОМС направлены на одну конечную цель, заложенную в качестве краеугольного камня становления системы ОМС, - это постулат «деньги следуют за пациентом», т.е. в рамках страхового способа финансирования оплачивается медицинская помощь, оказанная конкретному человеку при возникновении страхового случая. Следует отметить, что акцентирование внимания системы ОМС на ее конечном «потребителе» - застрахованном гражданине - один из основных принципов современной системы управления качеством.

Потребитель является участником процесса оказания качественной и доступной медицинской помощи, осуществляемой медицинскими организациями и заинтересован в конечном результате, являясь главным арбитром в его оценке.

В настоящее время на стадии согласования находится приказ ФОМС «Об утверждении Административного регламента ФОМС по исполнению государственной функции обеспечения своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан с уведомлением заявителей о принятии по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации, срок».

С целью изучения удовлетворенности медицинской помощью граждан, застрахованных по ОМС, разработаны методические рекомендации «Организация проведения социологического опроса (анкетирования) населения об удовлетворенности качеством медицинской при осуществлении обязательного медицинского страхования».

В конце текущего года отдел по защите прав застрахованных ТФ ОМС ЧР подведет итоги проведенной работы и распространит информацию о рейтинге лечебных учреждений ЧР для оценки результатов работы ЛПУ, качества работы главных врачей, для информирования органов власти и управления о состоянии здравоохранения в районах республики и для информирования населения.

Заместитель исполнительного директора ТФ ОМС ЧР

Баудинова З.Ш.