Минздравсоцразвития опубликовало революционный законопроект об изменении системы обязательного медицинского страхования. Руководитель фонда обязательного медицинского страхования Андрей Юрин рассказал Надежде Иваницкой, что со следующего года бесплатные медицинские услуги можно будет получать в частных клиниках, требования к страховым компаниям на рынке ОМС будут ужесточены, а выдавать таблетки пациентам правительство пока не собирается.
Что изменит реформа обязательного медстрахования в жизни простых граждан?
Главная мысль в том, чтобы усилить роль застрахованного лица. Человек должен приходить в медицинскую организацию не назойливым просителем, а желанным пациентом. Для этого нужны организационные и финансовые условия. В отличие от любой другой услуги, например, по пошиву одежды или ремонту квартиры, оценить качество медуслуги без экспертного сопровождения сложно. И роль страховщиков состоит в том, чтобы вести человека по этому рынку услуг.
Сегодня за человека страховую компанию выбирает либо региональный орган власти, если это неработающий гражданин, либо работодатель. А страховщикам нужно конкурировать не за гражданина, но за доступ к директору или губернатору. Когда же страховая компания будет конкурировать за человека, тогда появится и многоканальный круглосуточный телефон, и разговор с человеком будет иной. Кроме того, сейчас человек привязан к медучреждению по месту прописки. Реального выбора у него нет: только в этом учреждении за него будет уплачен полный тариф. Теперь финансироваться будет не учреждение, а конкретная услуга. У человека появится единый полис, по которому можно будет получать медуслуги в любом регионе страны. Формально он и сейчасвправе приехать в другой регион и получить помощь, но процедура законодательно не урегулирована.
Как будет контролироваться качество услуг?
Нам нужна конкурентная среда. Сейчас муниципальные поликлиники переполнены, а частные, например, стоматологические кабинеты, которые открылись на первом этаже чуть ли не каждого здания, имеют возможность оказать помощь без ожидания. Качество работы контролируем не мы, а Росздравнадзор - если услуги будут некачественные, то у учреждения просто не будет лицензии. Кроме того, гражданин может пожаловаться в страховую компанию.
Когда автолюбитель страхует свою машину, он сам обзванивает страховые компании, узнает условия. С медициной теперь будет так же?
С 1 января человек останется в той же компании, где он уже застрахован. Никто не будет устраивать революций и заставлять в срочном порядке менять страховую организацию. Если компания, которую выбрали за него, человека не устраивает, то он имеет право ее поменять.
Любая страховая компания сможет конкурировать за потребителя?
Мы хотели бы, чтобы требования к уставному капиталу этих компаний были увеличены. Сейчас на рынке обязательного медицинского страхования работают 105 компаний, причем на три из них приходится 40% граждан. А есть компании, где всего-то несколько тысяч застрахованных. Мы считаем, что на рынке ОМС нет необходимости в таких компаниях, они не могут предоставить качественный страховой продукт: нести расходы, содержать экспертов, проводить экспертизу. Сейчас требование к капиталу страховой компании для участия в ОМС - 30 млн рублей. Предлагается увеличить сумму до 100 млн рублей. Но эта норма вступит в силу не сразу.
Сколько людей, по вашим расчетам, в результате реформы могут уйти из муниципальных клиник в частные?
У нас не такая широкая сеть частных клиник. Кроме того, далеко не все частные клиники, которые строились под элитных больных, согласятся работать в обязательном медицинском страховании. Поэтому вряд ли произойдет массовый исход пациентов в частный сектор. Основная помощь по-прежнему будет оказываться в региональных и муниципальных учреждениях.
А почему откажутся участвовать элитные клиники?
В любом случае тарифы по обязательному страхованию будут ниже, чем по добровольному. Поэтому те, кто ориентируется на высокодоходную группу населения, будут работать с ним. Но это небольшой рынок. У нас сегодня при 1,2 трлн рублей расходов на здравоохранение в субъектах Российской Федерации только 57 млрд идет на добровольное медстрахование.
Минфин ратовал за то, чтобы отложить повышение взносов на медстрахование на два года, ведь реформа еще не просчитана. Почему вы настаивали на немедленном повышении взносов?Россия направляет на здравоохранение чуть больше 3% ВВП, а Европа около 8%. В итоге, например, продолжительность жизни российских мужчин меньше продолжительности жизни мужчин в Европе на целых 20 лет. В России хуже и другие показатели: по младенческой смертности, по материнской. Чтобы изменить ситуацию, надо увеличивать затраты на оказание медицинской помощи. Благодаря повышению страховых отчислений система дополнительно получит 230 млрд рублей в год.
Премьер говорил, что на эти деньги в первые два года будет создан некий целевой фонд. Что это за фонд и как можно будет получить из него средства?
Это средства в составе Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые будут направлены на программы модернизации здравоохранения в регионах. Если раньше федерация осуществляла централизованные поставки оборудования, то сейчас выбран другой путь. Каждый регион определит у себя слабые места и что ему необходимо для модернизации сети здравоохранения. Программа будет представлена в Минздрав и в фонд, ей будет дана оценка, а средства будут предоставляться под гарантию исполнения целевых показателей.
Это будут несколько пилотных регионов?
Деньги будут предоставляться субъектам, представившим программы модернизации здравоохранения. За эти два года медучреждения со слабой лечебной базой подтянутся до приемлемого уровня. Рост налоговых поступлений позволит это сделать.
А будет ли повышена зарплата врачам в связи с ростом страховых взносов?
Сейчас в муниципальной клинике врач в среднем получает 15 000 рублей в месяц при 18 000 в среднем по экономике. Всем поднять зарплату не получится, поэтому будут точечные решения, которые позволят улучшить ситуацию. Есть редкие специальности, например, анестезиологи-реаниматологи. Не будет реаниматолога в хирургическом отделении - и отделение можно закрывать. Поэтому таким специалистам, конечно, надо увеличивать зарплату. Безусловно, повысятся возможности руководителей медицинских учреждений в установлении системы оплаты труда.
Позволит ли изменение страховых принципов снизить количество взяток в этой сфере?
У человека появится возможность выбирать медучреждение, и если с него потребуют оплату, то он уйдет туда, где доплачивать не надо. Наша задача в том, чтобы приблизить уровень оплаты через обязательное медицинское страхование к тому уровню, который будет очень привлекателен для медучреждения. Чтобы оно ничего свыше уже не требовало.
А на какую сумму сейчас человек застрахован?
3000 рублей в год. Теперь сумма может вырасти до 10 000 рублей на человека. Это существенный рост.
В стоматологии 10 000 рублей – это один зуб.
Это вы говорите про Москву, тут особая ситуация и цены. А в регионах по-другому, там частные стоматологические кабинеты очень хотят участвовать в обязательном медицинском страховании.
Будет ли в законодательстве четкое разграничение, какая услуга является платной, а какая нет?
Сейчас разрабатывается новый закон об охране здоровья, там это будет четко написано. Принцип такой: все, что связано с косметологией и прочими вещами, которые не требуют медпомощи, будет платным. Все остальное бесплатное.
Сейчас готовится законопроект о страховании пациента от врачебной ошибки. Каковы ее критерии?
За вред, причиненный в результате оказания медпомощи, уже есть статьи в Уголовном кодексе. Суды проходят и приговоры выносятся. Но сейчас справедливости можно добиться только через суд, а теперь можно будет обратиться в страховую компанию. У нее будут функции по взыскиванию денег. Страхование по защите пациента - это не ноу-хау. Это есть во всем мире. Если отклонения от стандарта оказания медицинской помощи привели к ухудшению состояния пациента, то это повод обратиться в страховую компанию с просьбой разобраться. Анализ ситуации проводит экспертное сообщество. Это повысит ответственность медучреждения, потому что здесь речь идет именно о финансовых обязательствах самого учреждения и медперсонала.
В 2008 году Путин предложил создать систему лекарственного страхования, которая бы оплачивала часть стоимости лекарств. Сейчас эта тема обсуждается?
Откровенно скажу, сегодня этот вопрос не рассматривается, потому что на софинансирование приобретения лекарств надо как минимум 100 млрд рублей. Мы стоим перед выбором, что сделать: переоснастить медучреждения или начать бесплатно выдавать таблетки больным. Что на данном этапе является более критичным? Ответ понятен: повышение качества оказания медпомощи.
Источник: omsportal.ru
Добавить закладку в: