Система обязательного медицинского страхования все время своего существования работала в сложных условиях, прежде всего финансовых. Все эти годы мы вынуждены были принимать справедливые упреки и пациентов, и медицинских работников по поводу недофинансирования. По этой причине первое, на что направлен новый закон об обязательном медицинском страхование, — поэтапное сокращение дефицита и выход на баланс доходов и расходов.
У обязательного медицинского страхования два основных источника доходов — поступления на работающее население и взносы на неработающих граждан, составляющих около 60 процентов общей численности населения России. По поводу работающих граждан на федеральном уровне принято решение об увеличении ставки взносов на обязательное медицинское страхование на 2% (с 3,1 до 5,1%). В 2011 и 2012 году они целевым образом направляются на финансирование региональных программ модернизации здравоохранения. С 2013 года эта прибавка будет плюсом к тарифам на обязательное медицинское страхование.
Финансируя в нужных объемах территориальную программу обязательного медицинского страхования и национальный проект «Здоровье», сотрудники фонда контролируют целевое использование этих средств. С определенной периодичностью каждая медицинская организация попадает под комплексную проверку фонда.
Новый закон об обязательном медицинском страховании ввел жесткие финансовые санкции. Нецелевые расходования средств не просто должны быть устранены в установленный срок, но и предусматриваются солидные штрафные санкции. Так что желающих нарушать становится все меньше. На этой основе и осуществляется реализация комплекса мер по защите интересов граждан при получении ими медицинской помощи.
Одним из важных показателей стабильной работы фонда является его готовность своевременно оплатить лечение своего земляка за пределами региона. Благо новый полис обязательного медицинского страхования теперь позволяет россиянину беспрепятственно получать медицинскую помощь в любом городе страны. Сумма межрегиональных взаиморасчетов, исчисляется десятками миллионов рублей. В этой связи наш фонд является гарантом того, что жителю Чеченской Республики будет оказана медицинская помощь, если такая необходимость возникнет, например, на отдыхе либо в командировке. В свою очередь, иногородним россиянам не вправе отказать в помощи в лечебных учреждениях нашей республики. Но если такое случится, они без стеснения могут сообщить об этом в наш фонд.
Если подвести финансовые итоги работы нашего фонда, то он в прошлом году с поставленными задачами справился, полностью исполнив бюджет. Это позволило профинансировать территориальную программу государственных гарантий в части обязательного медицинского страхования в полном объеме. Медицинские организации на эти средства смогли закупить необходимые медикаменты, продукты питания для больниц, оказать помощь населению в рамках утвержденных тарифов и обеспечить своевременную выплату заработной платы медицинским работникам.
Весомую долю в структуре доходов фонда, как и прошлые годы, в 2011 году составили отчисления из республиканского бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Следует отметить, что благодаря руководству Чеченской Республики деньги на обязательное медицинское страхование самых незащищенных слоев населения, а это дети, пенсионеры, инвалиды, всегда перечислялись в полном объеме. Кроме того, бюджет фонда пополнялся за счет страховых взносов работодателей на обязательное медицинское страхование, а также средств поступивших в виде дотаций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Любая медицинская помощь не может быть бесплатной, но в медицинских организациях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, она должна оказываться без взимания платы с пациента. Новые законодательные акты как раз прописывают механизмы предоставления населению бесплатной медицинской помощи. Система обязательного медицинского страхования повышает степень защищенности пациента. Именно поэтому планируется, что вне обязательного медицинского страхования останутся только такие виды помощи, как психиатрия, наркология, СПИД, туберкулез, имеющие свои особенности.
Средства обязательного медицинского страхования имеют статус целевых. Страховое финансирование здравоохранения принципиально отличается от бюджетного. Обязательное медицинское страхование не должно оплачивать койки и штаты медицинского учреждения. Оплачивается фактически оказанная людям медицинская помощь по программе обязательного медицинского страхования. Действует страховой принцип — деньги идут за пациентом, который известен у нас в республике. Финансирование должно быть там, где оно востребовано по факту оказания помощи конкретному человеку. И в этих условиях неизбежно обеспечение эффективности финансовых расходов и рационализации лечебной сети.
Источник: Информационно-аналитический журнал "Итоги деятельности ТФ ОМС ЧР в 2011 году"
Добавить закладку в: