В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья), ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее – Закон об ОМС) Правительством РФ ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Программа на 2013 г. и на плановой период 2014 и 2015 гг. была утверждена постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 (далее – Программа 2013). Впервые она составлена на трехлетний период и с учетом норм Закона об охране здоровья, а также его понятийного аппарата (ст. 2 и другие статьи Закона). Например, в Программе 2013 понятия “медицинская организация”, “виды медицинской помощи”, “паллиативная медицинская помощь”, “качество медицинской помощи” и др. использованы в том значении, в каком они определены в основополагающем Законе.
Программа 2013 строго следует ст. 80 Закона об охране здоровья, где четко определено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются:
— первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;
— скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная;
— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная;
— паллиативная медицинская помощь.
В отличие от Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (утв. постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 № 856) в разделе 2 Программы 2013 весьма подробно изложено, в каких условиях, формах, какими медицинскими работниками, а в ряде случаев и с помощью каких методов лечения, оказывается тот или иной вид медицинской помощи. В этом разделе частично повторяются положения статей из гл. 5 Закона об охране здоровья.
Однако представляется, что в Программе вся информация, касающаяся лечебных и профилактических мероприятий, медицинского персонала, условий предоставления помощи, более удачно “привязана” к каждому виду медицинской помощи. В то же время нельзя забывать, что недостающие в Программе сведения можно почерпнуть из Закона об охране здоровья.
В Программе 2013 по сравнению с программами прошлых лет гораздо больше внимания уделено территориальным программам. Мало того что теперь им отведен специальный раздел, территориальные программы упоминаются и по ходу изложения материала в других разделах Программы. Так, в разделе 3 Программы 2013 сжато изложены требования к территориальным программам по определению порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев ее доступности и качества.
По существу дан подробный перечень вопросов, которые должны быть решены в территориальных программах. В этих программах, помимо прочего, должны быть отражены:
— мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни;
— сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов;
— условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания при совместном нахождении в стационаре одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя с ребенком до четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;
— условия размещения пациентов в маломестных палатах (боксах) по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, для проведения диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
— условия и сроки диспансеризации для отдельных категорий населения, включая подростков и студентов, обучающихся по очной форме на бюджетной основе.
Все вышеперечисленное ранее не требовалось включать в территориальные программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
Базовая программа ОМС
Источниками финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой гражданам нашей страны, являются бюджетные ассигнования (средства бюджетов всех уровней) и средства обязательного медицинского страхования (ОМС).
Составной частью Программы 2013, как и в прошлые годы, стала базовая программа обязательного медицинского страхования. Обратим внимание на отличия новой базовой программы ОМС от предыдущих программ. По общему правилу в базовой программе ОМС определяются:
— виды медицинской помощи;
— структура тарифов на ее оплату;
— способы оплаты на медицинскую помощь в сфере ОМС;
— нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо;
— нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
— нормативы финансового обеспечения базовой программы ОМС в расчете на одно застрахованное лицо;
— критерии доступности и качества медицинской помощи.
Страховые случаи (отдельные виды болезней), по которым в рамках ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь (кроме санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной), остались теми же, что и в 2012 г.
Дополнительно в рамках ОМС предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая лекарственное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, а также медицинской реабилитации в медицинских организациях.
Объем медицинской помощи, оказываемой не застрахованным в системе ОМС гражданам при состояниях требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других заболеваниях и состояниях, учтенных базовой программой ОМС), включается в средние нормативы объема амбулаторной и стационарной медицинской помощи и обеспечивается за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ и местных бюджетов. Местный бюджет используется в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления.
В Программе 2013 определено, в каких случаях норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать норматив, установленный базовой программой. Финансовое обеспечение медицинской помощи за счет ассигнований из федерального бюджета в 2013 г. дополнительно (по сравнению с 2012 г.) охватывает:
— медицинскую эвакуацию, осуществляемую федеральными медицинскими организациями по Перечню, утверждаемому Минздравом России (Перечень федеральных государственных учреждений, осуществляющих медицинскую эвакуацию, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 500н);
— лечение российских граждан за пределами территории РФ, направленных в порядке, определенном Минздравом России (Административный регламент Минздравсоцразвития России по предоставлению государственной услуги по направлению граждан России на лечение за пределы территории РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 № 1571н);
— санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ;
— субвенции субъектам РФ на закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения ряда тяжелых заболеваний, в соответствии с перечнями заболеваний и лекарств, утверждаемых Правительством РФ;
— субвенции субъектам РФ на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специальными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Источник: Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" № 02 2013
Автор: Маргарита Ивановна Кучма, канд. юрид. наук, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры социального обеспечения АТиСО
Добавить закладку в: