"Реформа здравоохранения: этапы и ключевые моменты".
Последние два года были переходными для российской системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Поэтапные изменения финансовых и организационных механизмов ОМС заложены в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
С 1 января 2012 года вступили в силу положения Закона № 326-ФЗ о разграничении полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования. Федерация делегирует на региональный уровень полномочия по реализации на соответствующей территории базовой программы обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС.
Создание условий для выравнивания финансового обеспечения базовой программы ОМС по субъектам РФ с 2012 года обеспечено за счет аккумулирования всего объема средств обязательного медицинского страхования, поступающих от страховых взносов по тарифу 5,1 %, в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования с последующей передачей этих средств регионам в виде субвенций, рассчитанных по единой для всех субъектов РФ методике. При этом регионы вправе осуществлять дополнительное финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования (сверх полученных субвенций), а также вводить дополнительные виды и объемы медицинской помощи, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В 2012 году на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования Федеральным фондом ОМС направлено в регионы 641 млрд руб., в том числе из нормированного страхового запаса — 29 млрд руб., в 2013 году в бюджете фонда на эти цели предусмотрено 985 млрд руб. Для сравнения: в 2011 году уровень финансового обеспечения базовой программы ОМС составлял 581 млрд руб.
Необходимо отметить, что с 2013 года в составе субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС предусматриваются отдельные расходы, которые ранее осуществлялись за счет передаваемых в систему обязательного медицинского страхования средств федерального бюджета, а именно:
финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов и педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей);
денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
Регионы: продолжение следует
В 2012 году была продолжена реализация региональных программ модернизации здравоохранения. Утвержденная стоимость таких программ на 2011 и 2012 годы за счет всех источников финансирования (субсидий Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов РФ и средств бюджетов территориальных фондов ОМС) составила 664,2 млрд руб., в том числе за счет субсидий Федерального фонда ОМС — 420 млрд руб. Средства, так же как и в 2011 году, направлялись на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, внедрение современных информационных систем в здравоохранение, стандартов медицинской помощи и повышение доступности медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами.
Проведенные к 2013 году мероприятия уже позволили подготовить учреждения здравоохранения к условиям оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными порядками и стандартами. Для повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения в сфере обязательного медицинского страхования завершено строительство 71 учреждения здравоохранения, ремонтные работы в полном объеме завершены почти в 3 тыс. учреждений. Закуплено и поставлено в учреждения здравоохранения более 310 тыс. единиц медицинского оборудования, в том числе более 100 единиц ангиографического оборудования, более 500 единиц магнитно-резонансных и компьютерных томографов, более 5 тыс. единиц рентгеновского оборудования, более 7 тыс. единиц эндоскопического оборудования, более 5 тыс. аппаратов УЗИ, более 1,3 тыс. единиц санитарного транспорта. В рамках реализации программ модернизации обеспечено функционирование почти 200 единиц мобильных комплексов для проведения диспансеризации населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных районах; организованы межмуниципальные центры по приоритетным профилям заболеваний — кардиологическому, онкологическому, травматологическому, а также межрайонные акушерские диагностические центры.
В рамках мероприятий по информатизации медицинских учреждений закуплено более 279 тыс. единиц компьютерной техники, что позволило организовать запись к врачу в электронном виде почти в 4 тыс. учреждений здравоохранения. Организация электронной записи пациентов к врачам через Интернет и инфоматы создала более комфортные условия для обращения за плановой медицинской помощью, при этом сокращаются сроки ее ожидания. Еще одним результатом информатизации здравоохранения стало более чем четырехкратное увеличение количества оборудования, позволяющего организовать видеоконсультации. В результате значительно расширились возможности для проведения телемедицинских консультаций, а также оперативного взаимодействия в режиме видео-конференц-связи. Обмен телемедицинскими данными организован в 2,5 тыс. учреждений здравоохранения. Таким образом, приобретение информационного и медицинского оборудования, необходимого для дистанционного консультирования пациентов, позволило приблизить специализированную медицинскую помощь к отдаленным, в том числе сельским, районам.
Внедрены технологии дистанционного консультирования специалистами ведущих клиник субъектов РФ по маммограммам, рентгенограммам, УЗИ-изображениям и клиническим данным.
Стимулы и их эффективность
В 2011 и 2012 годах существенно увеличилось финансирование медицинской помощи по стандартам, что позволило проводить эффективное лечение пациентов и увеличить оплату труда медицинских работников. Средний уровень заработной платы врачей в стационарах, в которых внедрены стандарты медицинской помощи, составил 37,7 тыс. руб. против 32,1 тыс. руб. в 2011 году, среднего медицинского персонала — 21,6 тыс. руб. против 18,6 тыс. руб. в 2011 году.
В целях дальнейшего укрепления первичного звена здравоохранения в рамках программ осуществлялись дополнительные выплаты почти 169 тыс. врачей-специалистов и 277 тыс. средних медицинских работников с учетом качества и объема оказанных ими услуг. Это повысило привлекательность труда в поликлиниках, в том числе для молодых специалистов. Фактически размер доплаты врачам-специалистам на 1 января 2013 года в среднем по России составил 10,4 тыс. руб., среднему медицинскому персоналу — 5,4 тыс. руб. К 2013 году количество врачей-кардиологов, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, увеличилось на 7 % в сравнении с 2011 годом, неврологов — на 4 %, онкологов — на 9,3 %. При этом затраты на медикаменты, используемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в структуре стоимости одного случая лечения пациента увеличились более чем в пять раз (с 3,4 млрд руб. в 2011 году до 18 млрд руб. к 2013 году).
В целях повышения доступности медицинской помощи, оказываемой сельским жителям, реализованы мероприятия по осуществлению единовременных компенсационных выплат врачам, прибывшим для работы в сельскую местность. В 2012 году в сельские населенные пункты дополнительно привлечено 7,8 тыс. врачей, которым выплачено 7,8 млрд руб. компенсационных выплат за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС.
Основные показатели
Проведенные в 2011 и 2012 годах в субъектах РФ мероприятия региональных программ модернизации стали основой улучшения основных показателей в здравоохранении, прежде всего сокращения смертности населения от основных причин, в том числе:
К 2013 году количество жалоб на взимание денежных средств за оказанную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий оказания медпомощи уменьшилось на 34 %. За период реализации программ удовлетворенность пациентов медицинской помощью выросла с 53 до 72 %.
В 2012 году продолжались структурные преобразования в системе обязательного медицинского страхования. Законодательное урегулирование равного доступа в систему ОМС для медицинских организаций всех форм собственности обеспечило устойчивую тенденцию к росту числа медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь застрахованным гражданам, в основном за счет медицинских организаций негосударственных форм собственности. В 2012 году медицинскую помощь в системе ОМС оказывали почти 8,5 тыс. медицинских организаций, из них негосударственных — 781 (в 2011 году участвовало только 642 негосударственные медицинские организации). Положительная динамика количества поставщиков медицинских услуг создает основу для развития конкуренции на рынке ОМС, роста доступности медицинской помощи и расширения возможностей выбора для граждан. Также продолжается позитивный процесс укрупнения страховых медицинских организаций. Их число снизилось до 77, что создает условия для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования и более качественной работы с застрахованными лицами.
Продолжается переход на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, не требующие замены при смене страховой медицинской организации либо места жительства. С 2013 года в субъектах РФ, где началась выдача единых универсальных электронных карт, полис ОМС будет включаться в состав такой карты.
Итоги реализации региональных программ модернизации показали высокую эффективность использования средств бюджета Федерального фонда ОМС, их целевую направленность на сохранение здоровья граждан России, в связи с чем при рассмотрении вопросов модернизации здравоохранения у Президента РФ В. В. Путина принято решение о направлении в 2013 году до 50 млрд руб. средств обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения.
С 1 января 2013 года осуществлен переход на полный та-риф оплаты медицинской помощи. В условиях прежнего законодательства система ОМС не обеспечивала все затраты медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи, финансировались расходы только по пяти статьям: заработная плата с начислениями, питание, медикаменты и расходные материалы. В условиях полного тарифа будут покрываться все статьи расходов медицинских организаций, связанные с оказанием медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, за исключением капитального строительства и дорогостоящего оборудования, которые будут обеспечиваться, как и ранее, за счет средств соответствующих бюджетов.
С 2013 года в базовую программу ОМС включена скорая медицинская помощь. При этом принципы оказания скорой медицинской помощи остаются прежними — всем нуждающимся, бесплатно и безотлагательно, и финансовое обеспечение этого вида помощи будет осуществляться в соответствии с правилами и по тарифам за счет средств обязательного медицинского страхования с учетом результатов деятельности соответствующих медицинских организаций.
Что предстоит сделать
В дальнейшем инструментом привлечения негосударственных медицинских организаций в систему ОМС может стать продолжение расширения структуры тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию за счет включения инвестиционных расходов, позволяющих в перспективе увеличить объем средств обязательного медицинского страхования на расходы инвестиционного характера. Включение в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС расходов на амортизацию основных средств (зданий, сооружений, оборудования) позволит медицинским организациям осуществлять оперативное обновление основных фондов.
Положительное влияние может оказать совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в рамках государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Следует предусмотреть установление возможности формирования тарифов на оплату медицинской помощи (не менее чем на три года) для медицинских организаций любой формы собственности, участвующих в реализации программ ОМС и обеспечивающих возмещения инвестиционных расходов.
В части законодательства о государственных закупках требуется установление возможности заключения контрактов на срок до трех лет для медицинских организаций, участвующих в реализации программ государственных гарантий и заключивших договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. В перспективе предлагаемые меры обеспечат привлечение дополнительных инвестиций в развитие здравоохранения, конкуренцию между медицинскими организациями по оказанию качественной медицинской помощи застрахованным лицам, а также увеличение в сфере обязательного медицинского страхования количества медицинских организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Источник: www.ffoms.ru
Добавить закладку в: