Со следующего года, направляя пациента на госпитализацию, врач должен будет предложить ему варианты больниц, а человек выбрать, где бы он хотел лечиться.
О том, что у пациента должна появиться реальная возможность выбора медицинского учреждения, о защите его прав страховыми компаниями и фондом ОМС в здравоохранении говорил в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин. Де-факто по действующему законодательству у россиян и сейчас есть право выбирать медучреждение, страховые компании обязаны быть адвокатами граждан в этих вопросах. Но на практике дела пока обстоят не идеально. Об этом сегодня пишет «РГ» со ссылкой на замначальника управления организации обязательного медицинского страхования (ОМС) Федерального фонда ОМС Марину Баклашову.
Как пояснила "РГ" Марина Баклашова, иногда, например, возникают проблемы с прикреплением к некоторым медучреждениям. Чаще всего это касается "статусных" поликлиник, имеющих достаточно высокий уровень, привыкших работать с "особыми" пациентами. Сейчас времена изменились. Но они по-прежнему зачастую стараются оставлять для себя какой-то "задел" из випов, а обычным людям в прикреплении отказывают.
19,7 тысячи обоснованных жалоб на некачественную медпомощь поступили в этом году в Федеральный фонд ОМС.
- На самом деле медорганизация может отказать только в том случае, если к ней уже прикреплено столько людей, сколько положено по нормативу и нет "резервов". Отсутствие регистрации по месту пребывания или то, что человек проживает на участке, относящемся к другой поликлинике, не повод для отказа. Человек может прикрепиться к медорганизации не по месту регистрации, в том числе в другом городе или регионе, и необязательно по месту жительства, - говорит Марина Баклашова. И добавляет: сегодня главное - активность человека, желание бороться за свои права. Если вам отказывают в прикреплении к поликлинике, стоит позвонить в страховую компанию, выдавшую вам полис, и рассказать об этом, продолжает она. У страховой компании есть информация о количестве людей, прикрепленных к конкретным медорганизациям, и если поликлиника, в которой вы хотели бы обслуживаться, "переполнена" и отказ обоснован - тут уж ничего не поделаешь, надо выбирать другую. Но если человеку отказали неправомерно, страховая компания решит эту проблему. Правда, надо учесть: недостаточно просто позвонить в поликлинику и получить устный отказ. Надо написать заявление на имя главврача. И если вы на него получили отказ, то это будет основанием для обращения в страховую компанию.
Также у человека есть и право выбора врача. Но с поправкой. К примеру, многие хотели бы лечиться у профессора. Но это просто физически невозможно, профессор всех принять не может. Как правило, такие люди перегружены. В этом случае врач имеет право отказаться от пациента.
Что касается выбора больницы, который будет возможен со следующего года, этот вопрос должен решаться по следующей схеме. Врач при необходимости госпитализации обязан предложить пациенту варианты больниц, куда может быть направлен больной, и дать ему информацию о наличии там свободных мест. Если человек хочет быть госпитализирован в конкретный стационар, но там все занято, ему должны сказать, когда появится свободное место. И если он согласен ждать, то дает письменное подтверждение.
Обсуждаются и новые идеи, которые помогут повысить качество медобслуживания и запустить финансовые стимулы к здоровому образу жизни. Об этом тоже шла речь в Послании. В частности, речь идет о том, чтобы штрафы, которые платят медорганизации за некачественное оказание медпомощи, шли на развитие медучреждений - на приобретение оборудования, повышение квалификации врачей, рассказала Марина Баклашова. Сейчас эти средства возвращаются в страховую компанию, а дальше тратятся на оплату медпомощи в других организациях.
При этом, конечно, страховые компании и фонды ОМС должны оперативно реагировать на обращения граждан и профилактировать их. Например, в Нижнем Новгороде есть "мобильные бригады" работников территориального фонда ОМС. Они поочередно дежурят в медучреждениях, поликлиниках - ставят стол в холле и принимают жалобы от пациентов, ведут разъяснительную работу.
Важный момент повышения качества медобслуживания - это то, что в системе ОМС стали работать частные медорганизации, дорожащие своей репутацией и стремящиеся оказывать "бесплатные" медуслуги на уровне. Кстати, сейчас в частной клинике в рамках ОМС можно сделать даже экстракорпоральное оплодотворение. Такая практика, к примеру, есть в Нижнем Новгороде.
По экономическому стимулированию здорового образа жизни есть предложение давать скидку предприятиям, покупающим своим сотрудникам полисы добровольного медстрахования, если их работники ведут здоровый образ жизни и редко обращаются к врачам. Не исключено, что аналогичная дифференциация страхового тарифа будет предложена и для обязательного медстрахования.
Добавить закладку в: