Абубакар Таймасханов, начальник отдела формирования территориальной программы ОМС, работает в Территориальном фонде ОМС Чеченской Республики с 2001 года.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чеченской Республики был создан решением Главы Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова, в силу имевших место в республике событий, только в марте 2000 года, тогда как в Российской Федерации фонды ОМС существовали с 1993 года. В 2000 году Фонд как бы существовал, однако реально функционировать, как система ОМС, он начал с 2001 года, когда на договорных отношениях в него вошли девять медицинских организаций. Именно тогда и были сформированы территориальная программа ОМС и бюджет Фонда,которые являются основными нормативными документами деятельности системы обязательного медицинского страхования на территории субъекта.
Следует отметить, что первые годы становления Фонда и в целом системы ОМС в Чеченской Республике проходило в очень тяжелых условиях, связанных в основном с объективными причинами. Они складывались из ситуации, сложившейся в целом по республике и в сфере здравоохранения, в частности. Практически все медицинские учреждения были разрушены, влачили жалкое существование, повально не хватало медицинских кадров, хромало оснащение, не было простейшего медицинского оборудования, все это было связано с огромным дефицитом бюджета.
Поскольку система ОМС является страховой, Фонд ОМС Чеченской Республики с момента становления и до 2005 года выполнял функции страховщика, то есть функции, связанные со страхованием населения, как работающего, так и неработающего. Учитывая тяжелые условия, связанные с транспортной доступностью, в целях создания удобства населению, были организованы пункты по страхованию населения в районах республики. С 2005 года эти функции перешли к филиалу страховой медицинской организации ЗАО «Макс-М» в г. Грозный.
Основные проблемы в решении вопросов, связанных с организацией деятельности всей системы ОМС, а также медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, включая их финансовое обеспечение, были связаны в основном с отсутствием на должном уровне всех ветвей органов законодательной и исполнительной власти в Чеченской Республике. Несмотря на тяжелые условия, руководство Фонда через территориальные филиалы (они существовали в тот период) целенаправленно принимало меры, направленные на решение задач, стоящих перед Фондом и системой ОМС в целом. Благодаря усилиям руководства и специалистов Фонда деятельность системы ОМС в республике налажена в рамках требований федеральных и республиканских органов исполнительной власти.
Как известно, Территориальный Фонд ОМС является некоммерческой финансовой организацией, которая призвана решать вопросы финансового обеспечения деятельности медицинских организаций, оказывающих бесплатную медицинскую помощь застрахованному населению в рамках территориальной программы ОМС, ежегодно разрабатываемой в установленном порядке и утверждаемой постановлением Правительства Чеченской Республики в рамках требований Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи.
В настоящее время отделом, который занимается вопросами планирования и формирования программы ОМС руководит Абубакар Таймасханов. Как уже отмечалось, он работает здесь с 2001 года, то есть с момента становления Фонда и системы ОМС в Чеченской Республике. Следует отметить, что в то тяжелое время он начал работу в Фонде как начальник финансового отдела, а затем до 2007 года являлся заместителем директора по финансовым вопросам. В связи с дефицитом квалифицированных кадров в системе ОМС в первые годы становления ему приходилось решать вопросы, связанные со всеми направлениями деятельности Фонда: разработкой и формированием бюджета, территориальной программы ОМС, приоритетными национальными проектами в здравоохранении, межтерриториальными расчетами, связанными с финансированием объемов медицинской помощи, оказываемой населению республики другими субъектами, вопросами, связанными с льготным лекарственным обеспечением отдельных категорий граждан и многими другими.
Особая сложность становления Фонда первых лет состояла в том, что в медицинских организациях полностью отсутствовало информационное программное обеспечение, что не позволяло обеспечивать должным образом ведение персонифицированного учета объемов медицинской помощи, бесплатно оказываемых населению республики в рамках программы ОМС. Несмотря на это,Фонд успешно решал все проблемные вопросы, связанные с финансированием медицинских организаций, работающих в системе ОМС Чеченской Республики. Нужно отметить, что это было крайне непросто, поскольку требования федеральных нормативных актов, касающиеся деятельности ОМС, и реальная ситуация в здравоохранении республики, кардинально различались.
По сути, территориальная программа ОМС является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению на территории субъекта. То есть, если программа госгарантий – документ, охватывающий в целом здравоохранение территории субъекта в части объемов медицинской помощи и финансов, территориальная программа ОМС является составной частью программы госгарантий и призвана обеспечить финансирование объемов медицинской помощи, бесплатно оказываемых застрахованному населению субъекта.
Сложным было и то, что не было специалистов, способных на должном уровне решать вопросы обязательного медицинского страхования, в соответствии с предъявляемыми требованиями. Отсутствие в здравоохранении республики того периода кадров, способных решать вопросы, связанные с разработкой Программы государственных гарантий, создавало дополнительные проблемы, которые ежегодно приходилось решать А. Таймасханову.
Несмотря на имевшие место сложности и проблемы, территориальная программа госгарантий в целом по здравоохранению Чеченской Республики, в том числе, и территориальная программа ОМС, усилиями Абубакара Абдул-Керимовича ежегодно разрабатывается и утверждается в установленные сроки в соответствии с нормативными требованиями.
Следует отметить, что Фондом ежегодно принимались все возможные меры, направленные на улучшение условий и качества бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению на территории республики и увеличение размеров финансового обеспечения этих объемов. Добиться заметных результатов в решении этих вопросов и особенно, связанных с финансовым обеспечением территориальной программы ОМС, руководству Фонда удалось с 2006 года, когда во главе республики стал Рамзан Ахматович Кадыров.
С 2006 года наблюдается значительное снижение дефицита бюджета Фонда и территориальной программы ОМС. Следует добавить, что два указанных нормативных документа являются основными, без которых Фонд не может решать вопросы, связанные с финансированием медицинских организаций, работающих в системе ОМС.
И особо важно подчеркнуть, что благодаря вниманию, которое уделяется Главой Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым, с 2006 года Фонд начал финансировать объемы медицинской помощи, оказываемой больным с хронической почечной недостаточностью за счет средств ОМС, что практически не делалось в то время ни в одном субъекте России. И здесь следует добавить, что указанные выше тяжелобольные заимели возможность получать сеансы гемодиализа бесплатно за счет средств ОМС в Республиканской клинической больнице им. Ш. Эпендиева. До этого больные с хронической почечной недостаточностью нашей республики вынуждены были ездить в другие регионы России, что было связано с огромными трудностями, как транспортировки больных, так и финансовыми затратами.
Нужно отметить и то, что руководством республики и Фонда было уделено серьезное внимание вопросам улучшения условий, связанных с деятельностью системы ОМС республики, территориального фонда ОМС и медицинских организаций. Особо заметно это стало наблюдаться с 2007 года, когда руководителем Фонда был назначен Денилбек Шерваниевич Абдулазизов. С 2009 года, благодаря улучшению финансовых возможностей Фонда, медицинские организации, работающие в системе ОМС Чеченской Республики, начали финансировать по 5-ти статьям расходов (в том числе заработная плата, начисления на оплату труда медицинских работников,медикаменты, продукты питания и мягкий инвентарь), когда ранее финансировались только три статьи расходов (медикаменты, продукты питания и мягкий инвентарь). Также улучшились условия деятельности самого Территориального Фонда ОМС, для работников Фонда было построено новое административное здание в г. Грозный (до этого Фонд размещался в приспособленных помещениях в г. Аргун).
Совместными усилиями Правительства Чеченской Республики и ТФОМС под руководством Главы Чеченской Республики Р. Кадырова ежегодно обеспечиваются меры, направленные на увеличение размеров финансовых средств, направляемых на выполнение территориальной программы ОМС, что в свою очередь, обеспечивает сокращение дефицита бюджета Фонда и программы ОМС. Если бюджет Фонда и территориальная программа ОМС в 2005 году составляли около 574 млн. рублей, то в 2013 году – 7 742,0 млн. рублей, то есть в 13,5 раз больше уровня 2005 года. И можно сказать, что практически бюджет Фонда и программа ОМС Чеченской Республики не имеют дефицита. Конечно, это не говорит о том, что в здравоохранении республики, в том числе и в системе ОМС, нет проблем, связанных с финансовым обеспечением объемов медицинской помощи, бесплатно оказываемых застрахованному населению, в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Однако, эти проблемы решаемы и решаются территориальным фондом ОМС довольно успешно в рамках требований федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с майским (2012 г.) Указом № 597 Президента России обеспечено повышение уровня среднемесячной зарплаты отдельных категорий медицинских работников (врачи, средний и младший медицинский персонал) до уровня индикаторов, определенных на 2013 год в рамках утвержденной «дорожной карты». Благодаря мероприятиям, осуществленным Министерством здравоохранения Чеченской Республики и Территориальным фондом ОМС в рамках программы модернизации здравоохранения Чеченской Республики, которая реализовывалась под чутким руководством Главы и Правительства Чеченской Республики в 2011-2012 гг., было значительно улучшено материально-техническое обеспечение медицинских организаций, включая оснащение медицинским оборудованием и информационное обеспечение.
Указанные меры явились гарантом того, что заметно повышается качество объемов медицинской помощи, оказываемых населению в рамках программы ОМС, а также финансовое обеспечение этих объемов. Об этом свидетельствует тот факт, что на 2014 год утверждены объемы бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (Постановлением Правительства ЧР от 19 декабря 2013 г. № 343), финансовое обеспечение которых составляет 8 831,0 млн. рублей, что превышает уровень утвержденной программы ОМС 2013 года на 1 089,0 млн. рублей (более чем на 14 %).
Следует отметить, что вся эта работа выполняется при непосредственном участии А. Таймасханова, который возглавляет один из напряженных участков деятельности системы обязательного медицинского страхования Чеченской Республики.
Абубакар Таймасханов по образованию экономист, с отличием окончил Горский сельхозинститут в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ), 26 лет проработал в сельском хозяйстве, 12 лет – в системе ОМС, его общий трудовой стаж – более 40 лет. За безупречный и добросовестный труд в сфере обязательного медицинского страхования неоднократно награждался Почетными грамотами Федерального фонд ОМС, Благодарственным письмом Главы Чеченской Республики, нагрудным знаком в честь 20-летия системы ОМС РФ, Почетными грамотами Территориального фонда ОМС.
Он считает основным в своей работе обязательное достижение намеченных целей, эффективность и качество выполняемой работы, конечный результат. Постоянно совершенствуетсвойквалификационный уровень, передает свои знания и опыт молодым специалистам.
Абубакар имеет троих детей, пятеро внуков и правнука. Супруга Абубакара Зулай в настоящее время домохозяйка. Дочь Мадина воспитывает троих детей. Сын Ноха в самое тяжелое для республики время – с 2002 по 2008 гг. – работал в органах милиции. Ныне временно не работает. Второй сын Абубакара в 2006 году безвременно ушел из жизни.
Хотелось бы особо сказать о родителях Абубакара - Абдул-Кериме и Айбике, уроженцах села Герменчук Шалинского района, которые воспитали его, вложили в него всю свою душу и сделали его таким, каким он есть: добропорядочным, самоотверженным, целеустремленным, ответственным и решительным.Родители Абубакара были уважаемыми людьми Герменчука, воспитали девятерых детей, пользовались почтением не только своих односельчан (наха лоруш,дийнахь-буса а нахана шайгара пайда хуьлуш, беркатеда-нана дара-кх уьш, олу Iабдул-Керимна а, Айбикина а, юьртахоша). Родители Абубакара дожили до глубокой старости и ушли из жизни в возрасте 80 и 85 лет (Дала гечдойла царна, Дала декъала бойла уьш). Надо отметить, что ушли они из жизни, оставив после себя добрый след и таких же последователей.
И в завершение хочется от всей души выразить благодарность Абубакару Абдул-Керимовичу за профессионализм, его работа – это пример энтузиазма и самоотдачи, которые столь необходимы сегодня нашему обществу.
Очень отрадно, что у нас есть такие специалисты, которые имеют профессиональный опыт работы и передают его молодому поколению.
Равзан Юнусова
Добавить закладку в: