С точки зрения информатизации, обязательное медицинское страхование Чеченской Республики представляет собой многоуровневую систему, образованную ее участниками (объектами информатизации), к которым относятся: Министерство здравоохранения Чеченской Республики, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, страховые медицинские организации и медицинские учреждения.
Еще в недалеком прошлом информационное пространство системы обязательного медицинского страхования Чеченской Республики, понимаемое как совокупность информационных ресурсов, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, представлял собой разнородную и слабосвязанную среду, охватывающую множество отдельных информационных систем, используемых его участниками. Информатизация в здравоохранении Чеченской Республики использовалась исключительно как средство автоматизации рутинных и трудоемких учетных процессов.
В настоящее время, ТФОМС Чеченской Республики совместно с Министерство здравоохранения, уделяют большое внимание вопросам информатизации, создания единого информационного пространства, наращивания информационно-технической базы медицинских организаций.
Мощное влияние на совершенствование информационных потоков, консолидацию информационных массивов сыграло утверждение приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 №79 (новая редакция Приказ ФОМС №276 от 26.12.2013г.) общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования.
Общие принципы послужили единым интеграционным началом для внедрения на территории Чеченской Республики единых подходов к организации персонифицированного учета застрахованных граждан, оказанной в рамках программы ОМС медицинской помощи, единообразия внутрисистемных бизнес-процессов и других вопросов информатизации системы обязательного медицинского страхования.
На базе общих принципов разработаны Регламент информационного взаимодействия участников системы ОМС Чеченской Республики при ведении регионального сегмента единого регистра застрахованных, Регламент информационного взаимодействия участников системы ОМС Чеченской Республики при ведении персонифицированного учета оказанной медицинской помощи застрахованным гражданам и другие нормативные документы, учитывающие региональные особенности информатизации и информационного взаимодействия в системе ОМС Чеченской Республики.
В 2011 году ТФОМС Чеченской Республики перешел на использование типового программного комплекса ведения РС ЕРЗ, что позволило актуализировать и поддерживать региональный сегмент ЕРЗ, осуществлять информационное взаимодействие со страховыми медицинскими организациями, центральным сегментом ЕРЗ, центром выпуска полисов ОМС в соответствии с едиными требованиями Общих принципов.
Реализация Программы модернизации здравоохранения Чеченской Республики в 2011 – 2012 годы позволила нарастить парк компьютерной техники медицинских организаций, создать в большинстве медицинских организаций локальные вычислительные сети, подключения к глобальной сети интернет, создать каналы передачи данных между участниками ОМС с использованием технологии ViPNet.
С 2012 года в ТФОМС Чеченской Республики используется программный комплекс "БАРС.Здравоохранение-ТФОМС" (АС ТФОМС) Чеченской Республики, которая обеспечила автоматизацию обработки и обмена данными между участниками системы обязательного медицинского страхования при осуществлении расчетов за медицинскую помощь, оказанную вне территории страхования, централизованное хранение информации, автоматизированную поддержку медико-экономического контроля и проведение экспертиз.
В 2013 году в медицинских организациях республики начато внедрение Региональной медицинской информационной системы (РМИС) «Интрамед», ориентированной на ведение электронной медицинской карты пациента, автоматизацию ведения листов ожидания и запись на прием к медицинскому работнику, учет и анализ деятельности медицинских учреждений, оформление медицинской документации в электронном виде.
Персонифицированный учет общей медицинской помощи осуществляется в основном в программном средстве страховой медицинской организации, работающей на территории Чеченской Республики – Филиала ЗАО «Макс-М» в городе Грозный – «Максимед». Эта программа была внедрена в систему ОМС Чеченской Республики в 2005 годуи сыграла ключевую роль при сборе, хранении и использовании персонифицированных сведений об оказанной медицинской помощи. Но с принятием Общих принципов, переходом на новый формат обмена данными актуальность этой программы стала ослабевать. В 2011 году разработчиками программы были предприняты кардинальные меры по приведению программы к требованиям Общих принципов, региональному Регламенту в сфере персонифицированного учета медицинской помощи. Благодаря этому в 2012 году обмен данными между СМО и ТФОМС был организован в формате Общих принципов, но в 2013 году в связи с новой тарифной политикой в системе ОМС Чеченской Республики поддерживать программу для работы в новых условиях стало труднее.
Все это, в целом, обеспечивало становление в Чеченской Республике персонифицированного учета оказанной медицинской помощи гражданам республики. Вместе с тем, существующие подходы к его организации не соответствовали в полной мере предъявляемым на современном этапе требованиям.
Во-первых, в системе ОМС Чеченской Республики все еще функционировало большое количество разнородных информационных систем, направленных на автоматизацию отдельными участниками здравоохранения определенных задач по мере их возникновения, что, в конечном итоге, не обеспечивало возможность осуществления комплексного анализа персонифицированного массива данных, необходимого для эффективного управления системой обязательного медицинского страхования.
Во-вторых, существующие подходы к организации персонифицированного учета носили узкофункциональный учетный характер – обеспечение взаиморасчетов между участниками системы ОМС. При этом медицинские организации, участвующие в системе ОМС Чеченской Республики вынуждены вести однотипный учет в нескольких программных средствах.
В условиях неизбежного реформирования системы ОМС, направленного на расширение страховых принципов преимущественно одноканального финансирования, новых методов оплаты медицинской помощи узкая ориентация персонифицированного учета на обеспечение взаиморасчетов, не предоставляет надлежащий информационный базис для комплексного управления системой и контроля рационального использования ресурсов.
Кроме того, Приказ Министерства здравоохранения РФ № 859н от 20.11.2013г. и Приказ №263 от 20.12.2014г. регламентирующие взаимодействия участников ОМС при осуществлении информационного сопровождения застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в сфере обязательного медицинского страхования предполагают взаимодействие всех участников информационного взаимодействия в рамках организованного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чеченской Республики единого информационного ресурса субъекта, реализованного в режиме онлайн, который представляет собой единое защищенное хранилище информации, интегрированное с информационными системами фонда ОМС по персонифицированному учету сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и по персонифицированному учету сведений о застрахованных лицах.
Стало очевидно, что без внедрения новых современных информационных систем решение многих задач не представляется возможным и как следствие, необходимость дополнительного обследования существующих информационных систем.
В процессе обследования информационных систем специалистами Управления информационного обеспечения ТФОМС Чеченской Республики была изучена нормативная база, степени соответствия структуры информационных систем, протоколов и регламентов требованиям, установленным федеральными и региональными нормативными документами разработаны и согласованы анкетные формы для проведения электронного анкетирования субъектов ОМС регионального уровня.
В соответствии с согласованной программой и методикой было проведено электронное анкетирование участников ОМС регионального уровня, а также выездное обследование (интервьюирование) в нескольких медицинских организациях, проведён анализ полученных данных, выявлены региональные особенности информационного взаимодействия.
На основе анализа нормативной базы и результатов электронного анкетирования и интервьюирования, а также с учётом предложений участников ОМС Чеченской Республики, разработаны модели информационного взаимодействия, сформулированы предложения по изменениям и дополнениям требований к региональным информационным системам участников ОМС.
Новая система должна обеспечивать информационное взаимодействие всех участников системы ОМС Чеченской Республики, должна быть разработана на платформе, поддерживающей клиент-серверную архитектуру работы. Серверные части платформы должны поддерживать работу в 32- и 64-битных операционных системах. В качестве хранилищ необходимо было использовать новые системы управления базами данных (СУБД) SQL Server,PostgreSQL и др.
Платформа должна обеспечивать возможность организации доступа клиентских рабочих мест посредством технологий веб-клиента, доступ к системе должен быть организован на основе ролей пользователей: администрирование, чтение и запись,и т.д.., должна взаимодействовать с региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц по Чеченской Республике, использовать нормативно-справочную информацию, регламентированную Общими принципами, а также нормативно справочную информацию, используемую в системе ОМС Чеченской Республики.
Уровень квалификации пользователей Системой должен быть не выше, чем владение навыками работы с компьютером с операционной системой Miсrоsоft Windows, приложениями Internet Explоrer и Miсrоsоft Оffiсe в объеме авторизованных курсов Miсrоsоft для начинающих.
Интерфейс Системы должен быть интуитивно понятен пользователям и предсказуемым, содержать интеллектуальную структурированную пользовательскую справочную систему.
С учетом новых требований с начала 2014 года, по заказу ТФОМС Чеченской Республики была начата разработка и уже с сентября введена в промышленную эксплуатацию современная многофункциональная информационно-аналитическая система сбора и обработки информации «Процессинговый центр» призванная перевести систему информационного взаимодействия между участниками ОМС на новый качественный уровень, с использованием самых передовых технологий. Разработана система компанией «БАРС Груп», являющейся одним из крупнейших системных интеграторов в сфере здравоохранения.
Информационная система «Процессинговый центр» отвечает всем современным требованиям и содержит в себе взаимоинтегрированные модули:
«Ведение НИС»;
«Реестр экспертов качества медицинской помощи»;
«Паспорт медицинской организации»;
«Мониторинг госпитализации»;
«Межтерриториальные расчеты».
Система позволяет вести автоматизированную поддержку проведения медико-экономической экспертизы и экспертизы качества случаев оказания медпомощи как по внутри территориальным расчетам так и проведение экспертиз реестров-счетов медицинской помощи, оказанной гражданам вне территории страхования, формирование статистических и аналитических отчётов, вести информационное сопровождение застрахованного при оказании ему медицинской помощи.
Представляет доступ медицинским организациям в личный Web-кабинет, который служит для:
- просмотра карточек загруженных или введенных в ручном режиме в БД случаев оказания медицинской помощи;
- получение протоколов технического контроля представленных сведений;
- обеспечение быстрого поиска сведений;
- просмотра сформированных реестров счета а также просмотра карточек случаев вошедших в них, в т. ч. и процедуры расчета стоимости по случаям;
- подписания реестров счетов главным врачом и главным бухгалтером медицинской организации;
- формирование печатных форм счета, сводного счета, иных отчетных форм;
- просмотра результатов МЭК, МЭЭ, ЭКМП.
Прогнозы, получаемые на основе тестовых показаний дают основание полагать, что полное внедрение информационной системы «Процессинговый цент» позволит перевести информационное взаимодействие между участниками обязательного медицинского страхования Чеченской Республики на более высокий качественный уровень, что в свою очередь положительно отразится на предоставлении медицинских услуг населению.
Увайс Магомадов - начальник управления информационного обеспечения ТФОМС Чеченской Республики
Добавить закладку в: