В современном мире грамотное планирование – основа успешной работы и развития медицинской организации. Практика показывает: качественная стратегия позволяет корректно определить приоритеты развития, оценить и просчитать реалистичность их достижения.
Планирование - один из важнейших элементов управления, создающий взаимосвязь между существующим положением дел и целью, которую необходимо достичь. Поэтапное планирование позволяет прогнозировать не только результаты, но и важнейшие из составляющих успеха – ресурсы, необходимые для успешного достижения цели.
Основным плановым документом медицинской организации, определяющим его работу, является утверждённая в установленном порядке смета. Смета определяет общий объём, целевое направление, верное распределение денежных средств, позволяет определить общую потребность медицинской организации в финансировании, сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов.
На момент начала совместной работы по планированию смет расходов в медицинских организациях Чеченской Республики стало ясно: так называемый «мост» (взаимосвязь между фактическим и планируемом положении и дел), который существует в организациях требует реконструкции и укрепления, а в некоторых случаях даже полного его создания.
Построить более крепкий «мост» между прошлым и будущим медицинской организации, для достижения лучших результатов деятельности, можно только в том случае, если будет обеспечена возможность получать и анализировать максимально достоверные данные, позволяющие оценить потребность в ресурсах и эффективность их использования.
Для смет бюджетных расходов, определён конкретный порядок, когда смета медицинской организации требует утверждения вышестоящими органами. Сметы расходов средств обязательного медицинского страхования и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утверждаются руководителем медицинской организации.
Выделяются основные принципы составления смет в МО:
- необходима четкая обоснованность расходов, подтверждённая расчётами, справками, и другими документированными способами;
-очень важна логическая последовательность и математическая точность расчётов;
- требуется ориентация на более экономное расходование средств (выбор каналов приобретения различных ресурсов необходимых для полноценного осуществления медицинской деятельности по наиболее низким ценам; использование ресурсосберегающих технологий и т.д.);
- необходимо использование нормативных расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т.д;
- требуется достоверность используемых данных (использование нормативных документов, регламентирующих уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и отпусков и т.д)
- сметы должны отражать не только текущие затраты, но и по возможности предусматривать средства на расширение деятельности организации.
непрерывно требуется контроль за составлением смет (проверка расчётов, используемых нормативов)
- желательно сопоставление сметы с расходами за предшествующие период, с расходами других однотипных организаций.
- возможен контроль за исполнение сметы не только по итогам года, но и в процессе её исполнения по периодам.
Смета составляется, как правило, на календарный год. В ней отражаются все расходы медицинской организации, включая расходы на стационар, поликлинику, скорую медицинскую помощь, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения. Сумма расходов и её распределение по статьям приводится в сопоставлении с предшествующими периодами, в зависимости от того, когда составляется смета.
В большинстве случаев под сметой понимается элементарный подсчёт всех необходимых материалов в принятых единицах измерения – будь то килограммы, штуки, упаковки или что-либо иное. Смета составляется в строгом соответствии со статьями экономической классификации расходов.
Анализ истинного положения дел в медицинской организации, планирование в которой ведется некачественно, выявляет массу проблем. Во время анализа фронта работ по построению «моста» к оптимизации планирования расходов медицинской организации, проявили себя различные проблемы и «подводные камни»: элементарный подсчёт оказался далеко не элементарным, и нужно приложить массу усилий, чтобы добраться до истины.
Исходя из представленных документов, некоторые медицинские организации не могут представить корректные документы, подтверждающие обоснованность различных видов расходов. Многие медицинские организации открыли для себя новые нормативные документы и акты, позволяющие осуществить верный расчёт своей финансовой потребности, относящиеся как к заработной плате, так и к расчёту расходов на содержание имущества, зданий и сооружений.
Расчеты к смете составлялись медицинскими организациями исходя из производственных показателей (числа коек, числа должностей персонала, числа амбулаторных помещений и т.д.) и, в соответствии с действующим законодательством, в части расходования средств на выплату заработной платы с соблюдением установленных норм расходов по отдельным затратам (на питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря). Учитывался фактический уровень расходов за предыдущий период с учетом индексации цен и данных по заключенным договорам на текущий год.
Медицинские организации полностью пересмотрели основные документы собственного делопроизводства, используемые при составлении смет, такие как:
- устав, отражающий организационную структуру учреждения, ведомственную принадлежность и т.п.;
- лицензию на осуществление медицинской деятельности;
- приказ о структуре коечного фонда стационара;
- приказ о плановых показателях работы учреждения;
- нормативы (планы) расходы по статьям;
- штатное расписание;
- тарификационные списки.
Расчеты потребности в средствах на годовой плановый фонд оплаты труда осуществлялись исходя из данных, содержащихся в тарификационных списках сотрудников, составленных на основании действующего и утвержденного руководителем организации штатного расписания. В конце тарификационного списка подводился итог месячного фонда оплаты труда по учреждению в целом. Далее рассчитывался дополнительный фонд оплаты труда, необходимый для покрытия расходов, связанных с заменой лиц, уходящих в очередной отпуск и в учебный отпуск (повышение квалификации), в соответствии с утвержденным руководителем графиком повышения квалификации, с доплатами за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.
Немало усилий понадобилось для расчёта расходов по оплате на выполнение работ, оказания услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования , в том числе на: содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества, текущий ремонт и реставрацию нефинансовых активов, противопожарные мероприятия, связанные с содержанием имущества, пусконаладочные работы и другие расходы по содержанию имущества.
Не остались без рассмотрения прочие работы и услуги, включающие в себя: монтажные работы, услуги по страхованию, услуги в области информационных технологий, типографические работы и иные работы и услуги.
Проведена большая работа по планированию расходов на приобретение оборудования стоимостью до 100 000 рублей согласно «Общероссийского классификатора основных фондов» подраздел 14 «Машины и оборудования» (медицинского и немедицинского значения), горюче-смазочных материалов, включая спецтопливо и дизельное топливо, используемые при транспортировке больных и доставке медицинского персонала при оказании медицинской помощи в системе ОМС, а также хозяйственной деятельности в системе ОМС по нормам расхода, установленным Министерством транспорта РФ, хозяйственных материалов (в том числе средства бытовой химии для текущих хозяйственных целей (включая моющие и дезинфекционные средства для хозяйственных целей)), предметов и средств личной гигиены, канцелярских принадлежностей, прочих расходных материалов и предметов для текущих хозяйственных целей.
Обнаружились и некоторые спорные моменты, такие как:
- заправка картриджей планировалась в количестве, превышающем общее количество оргтехники, используемой в организации; количество израсходованной бумаги превышает все допустимые нормы и расчеты;
- планировалось закупить услугу вывоза бытового мусора и медицинских отходов в огромных объемах.
Подводя итоги, можно сделать вывод: не смотря на разные трудности с которыми столкнулись медицинские организации, работающие в системе ОМС Чеченской Республики, при планировании расходов на будущий год, была проведена огромная работа, которая требует анализа. Важно провести аналитическую работу, являющуюся интерпретацией полученных результатов, и выработать управленческие решения. Без принятия конкретных мер в соответствии с полученными выводами вся проведенная работа теряет смысл.
Направление движения, выбранное Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чеченской Республики и медицинскими организациями, непременно приведет к большим успехам на поприще развития здравоохранения в Чеченской Республике.
Зара Дадаева,
заместитель директора – главный бухгалтер ТФОМС Чеченской Республики
Добавить закладку в: