• Размер шрифта

  • Цвет сайта

Изображения

  • Изображения:

  • Шрифт:

  • Кернинг:

  • Интервал:

Денилбек Абдулазизов: «Главный принцип ОМС – это ориентированность на пациента»

28 декабря 2016 г.
Денилбек Абдулазизов: «Главный принцип ОМС – это ориентированность на пациента»

О состоянии и перспективах развития системы ОМС в Чеченской Республике – из первых уст

Медицина – одно из ключевых на­правлений социальной политики, от со­стояния которой во многом (и это впол­не закономерно) зависит успешность остальных отраслей. В последние годы здравоохранение в нашей стране пере­живает фазу стабильного и поэтапного роста, который обеспечивается целым комплексом адресных и эффективных мер, принимаемых как на федераль­ном, так и региональном уровне.

Важнейшим звеном в этом меха­низме, как известно, является система обязательного медицинского страхова­ния, которая, как и в целом сфера здра­воохранения, подвержена регулярным процессам совершенствования и мо­дернизации.

О новшествах для застрахованных лиц, а также общих тенденциях развития системы ОМС в интервью нашему журна­лу рассказал директор Территориального фонда обязательного медицинского стра­хования Чеченской Республики Д.Ш. Абду­лазизов.

- Денилбек Шерваниевич, расска­жите, какие изменения произошли в си­стеме ОМС в уходящем году?

- Этот год для системы обязатель­ного страхования, как и для всей сферы здравоохранения региона, был очень на­сыщённым и продуктивным. Постоянное внимание и поддержка со стороны Гла­вы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, который соответствующим образом нацеливает и профильные органы исполнительной вла­сти, де юре и де факто определила безус­ловную приоритетность данной области. И это очень важно, поскольку здоровье – это категория, которая, как мы знаем, требует непрерывной бдительности и заботы.

Мы можем с удовлетворением конста­тировать, что вопросы финансирования медицины (в первую очередь, речь идёт о бюджетах территориальных фондов ОМС), несмотря на непростую ситуацию в экономике России, остались неприкос­новенными и позволили в полной мере обеспечить все направления по оказанию населению качественной медицинской по­мощи. Во многом – это результат правиль­ного курса федеральных структур, имею в виду Министерство здравоохранения Рос­сии и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также итог дальновидных мер региональных властей, в том числе, если говорить о нашей респу­блике, – Правительства и Парламента Че­ченской Республики.

По части изменений конкретно в си­стеме обязательного медицинского стра­хования отмечу, что этот год ознаменовал­ся целым рядом нововведений, на которые стоит обратить внимание. Выделю для начала два наиболее значимых направле­ния.

Во-первых, с 2016 года на законода­тельном уровне закреплена возможность для финансирования дополнительного профессионального образования ме­дицинских работников по программам повышения квалификации, которое осу­ществляется по итогам контрольной де­ятельности, целевого формирования и использования финансовых средств. Особенно ценно это для нашего региона, ведь не секрет, что проблема кадрового дефицита, повышения профессионально­го уровня врачебного корпуса – всё ещё актуальная у нас проблема, хотя широкие меры, принимаемые по поручению Главы Чеченской Республики Рамзана Кадыро­ва и его непосредственной поддержке, нашими властями (в том числе, на зако­нодательном, образовательном, муници­пальном уровнях), позволили значительно сократить его масштабы.

Параллельно эта возможность фи­нансирования распространяется на при­обретение, а также проведение ремонта медицинского оборудования. То есть, если раньше финансовые средства по итогам контроля качества медицинской помощи вновь направлялись на оплату медицин­ских услуг и частично – в доход страховым медицинским организациям, то теперь часть средств идёт на указанные выше цели, что позволяет повысить качество оказываемой медицинской помощи.

Добавлю, что при этом средства, взы­сканные по итогам контроля качества ме­дицинской помощи, не обязательно пойдут в те медучреждения, которые допустили нарушения. Кроме того, размер средств, ранее направлявшихся по итогам контро­ля в страховые медицинские организации, сократился вдвое.

Важным шагом явилось и открытие в текущем году Контакт-центров, создан­ных на базе служб телефонов «горячей линии» территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций. Их функционирование в субъекте Российской Федерации координирует администратор, закреплённый в местном территориаль­ном фонде. Нужно отметить, что создание Контакт-центра, ставшего единым коорди­национным связующим звеном, позволило значительно поднять уровень оказания услуг справочно-консультационного харак­тера.

- А какие нововведения запланиро­ваны на ближайшее время и как они по­влияют на застрахованных лиц?

- Прежде всего, хочу поделиться следующей новостью. В 2017 году мы ожидаем, что начнётся полноценное функционирование так называемого ин­ститута страховых представителей стра­ховых медицинских организаций. Поясню. Это трёхуровневая система обеспечения прав граждан, застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Значимость этого заключается в том, что теперь перспективы работы самой страхо­вой медицинской организации напрямую зависят от того, насколько эффективно функционируют страховые представители.

Как мы помним, правовой фунда­мент под создание института страховых представителей страховых медицинских организаций был заложен в 2016 году в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Владимира Вла­димировича Путина Федеральному Собра­нию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года, в котором Глава государства, в частности, отметил: «Прямая обязанность страховых компаний, работающих в систе­ме ОМС, отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помо­щи. Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность, вплоть до запрета работать в системе ОМС».

- Возникают ли проблемы с финан­сированием медицинских учреждений в рамках системы ОМС?

- Хороший вопрос. Как я уже гово­рил, наблюдающиеся в экономике страны кризисные явления, к счастью, никак не отразились на обеспечении системы обя­зательного медицинского страхования, и финансирование медучреждений в рам­ках системы обязательного медицинского страхования в текущем году, как и в про­шлых годах, осуществляется стабильно, в пределах средств, заложенных в бюджете Территориального фонда ОМС Чеченской Республики на текущий год. Также не име­ется проблем, связанных с финансово-ре­сурсным обеспечением лечебного процес­са в системе обязательного медицинского страхования. Считаю это крайне важным, значимым для каждого из нас достижени­ем.

- Как Вы можете охарактеризовать качество работы самих больниц и по­ликлиник? Справляются ли они со сто­ящими перед ними задачами?

- Организации здравоохранения на­шей республики в целом на хорошем уровне осуществляют комплекс мер по оказанию необходимой помощи жителям. И здесь хотелось бы обратить внимание на один немаловажный момент. Сегод­ня приоритет при организации лечебного процесса отдаётся усилению первичной медико-санитарной помощи, играющей ключевую роль в системе оказания меди­цинской помощи.

Очень важно, что именно своевре­менное оказание первичной медико-сани­тарной помощи позволяет выявить забо­левание на ранней стадии его развития. Именно тогда лечение, как правило, бы­вает менее болезненным для пациентов. Кроме того – хочу обратить на это особое внимание – нельзя забывать, что профи­лактика заболеваний позволяет своевре­менно выявить факторы риска, устранение которых может помочь пациенту избежать болезни или значительно смягчить её по­следствия.

- А что делается по этой части, про­водится ли мониторинг медицинской профилактики и диспансеризации на­селения?

- Обязательно и на постоянной осно­ве. Это очень важная часть нашей дея­тельности, которая проводится совместно с Министерством здравоохранения ЧР во всех учреждениях, работающих в системе ОМС. Непосредственно мониторинг меди­цинской профилактики и диспансеризации населения проводится путём сбора и обра­ботки информации об объёмах оказанной медицинской помощи, которая поступает от больниц и поликлиник.

В дальнейшем вся информация по результатам проведённого мониторинга согласно установленным формам отчёт­ности направляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Но здесь важно другое. В первую очередь, сам пациент должен бережно и ответственно относиться к своему здоро­вью и здоровью своих близких. Вовсе не обязательно ждать какого-то недомогания для того, чтобы обратиться в медицинскую организацию. Очень важно вовремя прохо­дить диспансеризацию или профилакти­ческий осмотр в лечебном учреждении по месту жительства.

- Денилбек Шерваниевич, большой интерес среди населения вызывает и другой вопрос: по полису ОМС меди­цинскую помощь можно получать толь­ко в регионе, где он выдан, или же на всей территории страны?

- Ясный и однозначный ответ на этот вопрос даёт Федеральный закон «Об обя­зательном медицинском страховании в Российской Федерации», в котором прямо указано, что застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им меди­цинской помощи организациями здраво­охранения на всей территории Российской Федерации в объёме, установленном базо­вой программой обязательного медицин­ского страхования.

Когда наш застрахованный выезжа­ет для получения медицинской помощи на территорию другого субъекта, расчёты за него осуществляются между террито­риальными фондами двух регионов, а именно региона проживания гражданина и региона оказания медицинской помощи. Это обеспечивается системой межтерри­ториальных расчётов.

- При возникновении проблем (на­пример, навязывании платных услуг, длительных сроках ожидания диагно­стики, консультаций специалиста и других) и если пациент недоволен ме­дицинским обслуживанием, чем может помочь ТФОМС ЧР или страховая ком­пания?

- В таких случаях пациент вправе обратиться непосредственно в свою стра­ховую медицинскую организацию или в Территориальный фонд ОМС Чеченской Республики с жалобой на конкретное ме­дучреждение. Обращение может быть сделано как в письменной, так и в устной форме по бесплатному телефону Контакт­ного-центра, о котором я говорил выше. Для удобства все контакты контролиру­ющих органов, в том числе Минздрава ЧР и ТФОМС ЧР, размещены на информаци­онных стендах в медучреждениях.

Вместе с тем все заявления граждан фиксируются и по ним проводятся необхо­димые проверки, включая экспертизу качества медицинской помощи в той организа­ции, которая отмечена в жалобе.

Если сигнал поступил во время ле­чения пациента, сотрудники страховой компании или ТФОМС Чеченской Респу­блики сразу связываются с руководством медицинской организации для принятия необходимых мер и решения возникающих проблем.

- Насколько нам известно, к ме­дицинским организациям, в которых зафиксировано нарушение порядков и стандартов оказания помощи ТФОМС Чеченской Республики практикует фи­нансовые и штрафные санкции. Каков механизм их применения?

- Да, это вынужденная и, как пока­зывает опыт, эффективная мера, направ­ленная, в первую очередь, на полное обе­спечение права населения на получение квалифицированной медицинской помо­щи, реализация которого, разумеется, не может быть полноценной при несоблюде­нии соответствующих норм.

Приказом Федерального фонда обя­зательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года «Об утверждении По­рядка организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий пре­доставления медицинской помощи по обя­зательному медицинскому страхованию» и был определён алгоритм применения финансовых и штрафных санкций к ме­дицинским организациям, которым руко­водствуется Территориальный фонд ОМС Чеченской Республики.

Здесь хочется обратить внимание на следующее. По сути, порядки и стандарты оказания медицинской помощи являются инструментами, использование которых в большей степени позволяет создать те самые условия, которые необходимы для оказания качественной медицинской по­мощи. То есть, если в ходе оказания меди­цинской помощи конкретному пациенту ис­пользуются исключительно лишь порядки и стандарты оказания медицинской помо­щи, то этого недостаточно. Именно поэто­му в конце 2015 года были внесены изме­нения в вышеназванный приказ, согласно которым при проверке случаев оказания медицинской помощи наряду с порядками и стандартами также используются клини­ческие рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помо­щи.

- В целом, довольны ли Вы ходом реализации Территориальной програм­мы в нашей республике в текущем году?

- Должен сказать, что реализация Территориальной программы фонда обя­зательного медицинского страхования Чеченской Республики на 2016 год, кото­рая была утверждена Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 декабря 2015 года №266, полностью соответствует установленным нормам и показателям.

Речь идёт в том числе о финансово-э­кономических характеристиках, параме­тры которых позволяют говорить о над­лежащих условиях оказания медицинской помощи.

- И последний вопрос. В чём же за­ключаются страховые принципы, кото­рым отведена основополагающая роль в работе системы здравоохранения?

- Суть страховых принципов в системе здравоохранения можно выразить одним единственным и очень ёмким по содер­жанию словом, которое в последнее вре­мя часто слышится на самых различных площадках, – пациентоориентрованность. Что это означает? Все участники системы здравоохранения вообще и обязательно­го медицинского страхования в частности должны работать в интересах конкретного пациента. А пациент, в свою очередь, дол­жен не просто знать о здравоохранении или обязательном медицинском страхова­нии, он должен буквально ощущать присут­ствие этих систем в своей жизни. Убеждён – в этом и есть главное предназначение обязательного медицинского страхования и всего здравоохранения в целом.

- Благодарю Вас за беседу!

Беседу вел Зелимхан Яхиханов