Реализация в нашей стране национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», охватывающих буквально все направления медицинской отрасли, включая систему обязательного медицинского страхования, призвана улучшить механизм оказания населению медицинских услуг, достичь повышения качества жизни человека, одним из показателей которого будет увеличение к 2024 году ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет).
7 мая 2018 года Президент Российской Федерации подписал № 204 Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в рамках которого на территории РФ началась реализация двух национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» и ряда федеральных проектов в их составе.
Основными целями национального проекта являются – снижение младенческой смертности, смертности населения трудоспособного возраста, смертности населения от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, достижение укомплектованности врачами и медсестрами, внедрение «бережливых технологий» в медицинских организациях, а также обеспечение охвата граждан профилактическими медосмотрами не реже одного раза в год.
Активно в этот процесс включилась и Чеченская Республика, где, благодаря постоянному вниманию со стороны Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова, не только уделяется пристальное внимание системе здравоохранения, но и имеются необходимые условия для постоянного повышения качества оказания доступной медицинской помощи населению.
Согласно вышеназванному Указу Президента РФ и в рамках реализации нацпроектов в стране вступил в силу новый порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации отдельных групп взрослого населения. Наряду с этим появились новые правила обязательного медицинского страхования, что, в свою очередь, предполагает наличие новых прав и возможностей у пациентов. Хотелось бы рассмотреть подробнее наиболее значимые из описываемых изменений.
В рамках национального проект «Здравоохранение» особо оговорено, что все наши граждане должны быть охвачены профилактическими медицинскими осмотрами. И совершенно очевидно, что для этого должна быть проведена масштабная работа, чтобы сделать профосмотры и диспансеризацию максимально эффективными, с учётом всех современных медицинских знаний и достижений.
Среди главных нововведений, о которых важно знать каждому застрахованному лицу, выделим следующие. Любой гражданин вправе проходить раз в год профилактический медицинский осмотр. Принимая во внимание, что профилактический медицинский осмотр включает такие значимые моменты, как измерение основных показателей о состоянии здоровья и риске наиболее распространенных хронических заболеваний: определение уровня общего холестерина, глюкозы в крови, измерение давления и др., то есть понимание, что диспансеризация – основа профилактики.
Сама диспансеризация теперь проводится раз в три года для граждан от 18 до 39 лет и ежегодно для россиян в возрасте от 40 лет.
Отдельно упомянем, что наряду с этим теперь будут проводиться онкологические осмотры – для выявления признаков, которые могут сигнализировать об онкологических заболеваниях. То есть к исследованиям основных показателей здоровья добавляются существенно расширенные и персонифицированные по полу и возрасту онкоскрининги.
Реализация нацпроектов также отводит серьёзную роль в обеспечении проведения диспансеризации и профосмотров страховым представителям – специалистам страховых медицинских организаций, выдающих полисы ОМС. Согласно новым правилам ОМС они осуществляют полное сопровождение своих застрахованных при получении профилактической и лечебной медицинской помощи. Разумеется, это предполагает обеспечение, таким образом, застрахованного лица всем спектром защиты его прав.
Следующий значимый момент. Отныне для удобства граждан региональным властям предписывается организовать проведение диспансеризации так, чтобы люди могли посещать врачей также в вечерние часы и по субботам.
Учитывая, что, например, самая высокая эффективность выявления заболеваний (в том числе онкологических) у работающих граждан, это очень важная позиция, которая была отдельно отмечена и Президентом России Владимиром Путиным в своём Послании Федеральному Собранию. В настоящее время подавляющее большинство регионов подтвердили свою готовность работать по новым правилам – в том числе одной из первых и Чеченская Республика.
Здесь есть смысл подробнее остановиться на теме страховых представителей. Их функции сводятся к трём основным направлениям: это консультации застрахованных лиц по вопросам бесплатного предоставления медицинской помощи в рамках ОМС; поддержка в восстановлении нарушенных прав на получение качественной медицинской помощи; и, наконец, информационное сопровождение при оказании медпомощи больным с хроническими заболеваниями, главным образом, онкологическими.
Для того, чтобы повысить эффективность этой работы, все страховые медицинские организации обеспечены круглосуточными колл-центрами и горячими линиями, куда пациенты могут обратиться с интересующими их вопросами и сообщениями о возникших проблемах. При этом страховые представители находятся на связи с застрахованными в самых разных форматах. Здесь важно также учесть, что изменившееся законодательство установило обязательства медицинских организаций содействовать страховщикам в организации постов страховых представителей. То есть выделять для них помещения и средства связи. Чтобы можно было одним нажатием кнопки связаться со своим страховым представителем и задать вопрос. Отрадно отметить, что такая форма взаимодействия пациента со своей страховой организацией уже отлажена в отдельных медорганизациях Чеченской Республики.
Для чего всё это делается? В настоящий момент роль страховых компаний заключается уже не только в том, чтобы просто проинформировать пациента о диспансеризации. Мы идём к тому, чтобы было чёткое взаимодействие с указанием медицинской организации, графика её работы. Она должна включать и приглашение, и напоминание, и последующий контроль. И если, например, пациент не пришёл вовремя на приём или процедуру, страховая компания ещё раз напоминает ему об этом, делая это достаточно активно.
Тут мы обнаруживаем уже вполне осязаемый результат: как только страховые представители начали работать, резко сократилось количество жалоб пациентов и, соответственно, выросло количество консультаций. То есть, когда люди стали своевременно получать информацию о своих правах, то прекратились и нарушения прав. Одновременно стало больше ситуаций, когда страховая компания может вмешаться и реально помочь.
На особом счету, конечно, работа, проводимая по противодействию раковым заболеваниям. Последние исследования показывают, что 30% пациентов, у которых рак выявлен на 3-4 стадии, вплоть до этой стадии ранее ни разу не обращались за медицинской помощью. К сожалению, люди идут к врачам тогда, когда те уже не в состоянии помочь. В этой связи приобретает ценность комплексная работа: и с пациентами, и с врачами. Не достаточно улучшать систему, нужно чтобы и пациент должен знал, как пользоваться своими правами и предоставляемыми ему гарантиями. Самое главное – осознавать ответственность за своё здоровье.
Здесь нужно отметить одну из важных функций страховых представителей – информационное сопровождение онкобольных и людей с подозрением на эти заболевания. Мы уже рассматриваем предложение о том, чтобы страховые представители 3-го уровня могли пройти онкопсихологическую подготовку и стать помощниками для пациентов, у которых диагностировали раковое заболевание.
Что можно отметить, резюмируя вышесказанное. Ни для кого не секрет, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Поэтому нужно на деле организовывать профилактику и проводить мероприятия в полном объёме, не для галочки в бумаге. Изменившееся законодательство открыло реальные возможности для медицинских организаций получать финансовые ресурсы за диспансеризацию и профилактические осмотры. Соответственно, у страховых представителей появилась возможность работать так, как они никогда прежде не работали. Это действительно серьёзный шаг для того, чтобы перейти к профилактической направленности здравоохранения. Самое важное, существующая сегодня страховая модель здравоохранения позволяет полноценно отстаивать права пациентов на качественную и доступную медицинскую помощь.
Остаётся только эффективно донести информацию об этих правах и о том, куда обращаться при их нарушении, до людей.
Другой вопрос, на котором хотелось бы остановиться, – это также актуальная на сегодняшний день цифровизации работы ОМС в части, касающейся полиса обязательного медицинского страхования.
В первую очередь, отмечу, что мы движемся в сторону всесторонней открытости проводимой работы. Уже через небольшое время застрахованный человек будет иметь доступ к информации обо всех полученных им медицинских услугах (в том числе в разных регионах), о том, сколько они стоили, каких врачей он посещал и т.д. Всё это будет доступно в личном кабинете на портале «Госуслуги». Тут же будет возможность соответствующим образом заявить, если данная информация не будет соответствовать действительности. В свою очередь, ТФОМС будет проводить проверки и информировать об их результатах застрахованного гражданина.
Это делается для того, чтобы обеспечить устойчивую обратную связь с населением. Но важно и другое. Люди сами должны быть заинтересованы в контроле качества и полноты оказываемых им услуг. Только тогда мы сможем реально улучшить контроль за медицинскими организациями. Для этого и внедряются простота, прозрачность и удобство взаимодействия населения и системы ОМС.
Одновременно проводится работа по переходу на электронные полисы обязательного медицинского страхования, которые можно будет хранить на обычном смартфоне, хотя и бумажный вариант по-прежнему будет в ходу. Это, например, позволит оформлять полис новорожденным детям сразу же в роддоме, дистанционно.
В целом, в системе ОМС идет работа по внедрению нескольких проектов, которые позволят уже в ближайшем будущем выполнять многие необходимые для обязательного медицинского страхования действия онлайн или с использованием электронных документов.
Если говорить о сегодняшнем дне, то уже доступна возможность посмотреть на портале «Госуслуги» в разделе «Моё здоровье», к какой медицинской организации он прикреплён. Там же можно узнать, какая страховая организация занимается конкретным гражданином. Сейчас для этого нужно вводить номер полиса, но уже скоро это можно будет сделать полностью в автоматизированном режиме.
То есть узнать свою страховую компанию, номер полиса, телефон страхового представителя и «горячей линии» территориального фонда ОМС можно будет всего в «один клик».
Данная работа Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проводится совместно с Минздравом и Минкомсвязью России. Мы стремимся к единой общей цели – организовать работу так, чтобы в любую медицинскую организацию страны застрахованный человек мог обратиться за помощью без предъявления «физического» полиса, чтобы ему было достаточно иметь при себе паспорт. И есть все основания полагать, что уже совсем скоро такой порядок начнёт в полной мере действовать.
Добавить закладку в: