• Размер шрифта

  • Цвет сайта

Изображения

  • Изображения:

  • Шрифт:

  • Кернинг:

  • Интервал:

О реализации программы «Земский доктор»

16 июля 2015 г.

В целях привлечения медицинских кадров в сельскую местность в 2012 году законодательством Российской Федерации были введены единовременные компенсационные выплаты, предоставляемые медицинским работникам в размере 1 млн. рублей.

В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» единовременные компенсационные выплаты осуществлялись медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

На 2012 год распределение средств на указанные цели по субъектам Российской Федерации утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 2247-р на общую сумму 8 034,0 млн. рублей. При этом вся потребность в указанных средствах обеспечивалась за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС.

Фактически из бюджета Федерального фонда ОМС на осуществление единовременных компенсационных выплат в соответствии с представленными заявками субъектов Российской Федерации было направлено 7 716,6 млн. рублей, что составило 96% от утвержденного объема, для 7,7 тысяч медицинских работников.

Поскольку финансовая нагрузка полностью ложилась на бюджет Федерального фонда ОМС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не осуществляли должным образом контроль за предоставлением единовременных выплат.

В результате в 2012 году контрольные проверки Федерального фонда ОМС выявили злоупотребления и массовые нарушения на муниципальном уровне, когда в заявки на получение единовременной компенсационной выплаты включались медицинские работники после непродолжительного увольнения и последующего возвращения на работу через две недели в то же медицинское учреждение, что не решало вопрос привлечения кадров в сельскую местность. Также имели место выплаты медицинским работникам без соответствующего сертификата специалиста; принятым на неполную ставку по основной должности; на время отсутствия основного работника и другие.

Такие факты не способствовали решению кадрового вопроса и сокращению дефицита врачей в сельских населенных пунктах.

В связи с этим главы субъектов Российской Федерации обратились в Минздрав России с целью решения вопроса о повышении ответственности и усилению контроля за использованием средств, направляемых на единовременные компенсационные выплаты, муниципальными властями. По их инициативе финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется с 2013 года и по настоящее время в равных долях - за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

После поручения Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года условия предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам были существенно изменены. С 2013 года перечень населенных пунктов расширился за счет рабочих поселков.

Следует отметить, что обязательное участие субъектов Российской Федерации в финансировании единовременных компенсационных выплат, сразу потребовало соответствующие обязательства региональных бюджетов. В этой связи возросшая ответственность субъектов Российской Федерации сразу сказалась на повышении качества заявок на предоставление единовременных компенсационных выплат и реальном привлечении медицинских работников в сельские населенные пункты и рабочие поселки.

Несмотря на изменение с 2013 года механизма финансового обеспечения, в бюджете Федерального фонда ОМС бюджетные ассигнования на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам предусматриваются с ежегодным ростом: в 2013 году – 2 861,5 млн. рублей, в 2014 году – 2 932,5 млн. рублей, в 2015 году – 3 200,0 млн. рублей.

Общий размер средств фактически направленных на единовременные компенсационные выплаты (с учетом средств бюджетов субъектов РФ) составил:

в 2013 году - 4 257,8 млн. рублей, в том числе из бюджета Федерального фонда ОМС - 2 128,9 млн. рублей, выплату получили более 4,2 тысяч медицинских работников;

в 2014 году – 3 329,0 млн. рублей, в том числе из бюджета Федерального фонда ОМС – 1 664,5 млн. рублей, выплату получили более 3,3 тысяч медицинских работников.

В 2015 году для предоставления единовременных компенсационных выплат увеличен возраст медицинских работников до 45 лет в целях привлечения на работу более опытных и квалифицированных специалистов для укрепления кадров в сельской местности и рабочих поселках.

Следует признать, что принятое в 2012 году решение о представлении единовременных компенсационных выплат безусловно дало положительный эффект и за истекший период в сельские населенные пункты и рабочие поселки в целом переехало более 15 тыс. молодых специалистов. Учитывая социальную значимость вопроса, однозначно единовременные компенсационные выплаты должны быть продолжены в следующем 2016 году.

Однако в условиях напряженных бюджетов субъектов Российской Федерации, представляется целесообразным рассмотреть возможность уточнения действующего механизма финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат. В настоящее время Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом ОМС и субъектами Российской Федерации проводят расчеты по изменению пропорций долевого участия в финансировании указанных выплат – за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.